Stadler инвестирует в завод в Беларуси €4-5 млн

У электрички все путем

Завод «Штадлер Минск», который размещен в Фаниполе под Минском, даже Президент несколько раз называл образцовым инвестиционным проектом. По его убеждению, классический  приход к нам инвестора должен выглядеть именно так: прибыл в страну, ознакомился с особенностями делового климата, оценил все плюсы и минусы — и построил в чистом поле инновационное предприятие, ориентированное на внешние рынки. Конечно, к заводу потом со стороны властей было немало нареканий, но суть осталась неизменной:  на территории страны сегодня расположено предприятие мирового уровня.

Белорусско-швейцарский проект заработал в декабре 2011 года. Тогда в Беларуси было создано ОАО «Электрический транспорт». 60% акций компании принадлежало Stadler Rail Group, оставшаяся часть в виде активов холдинга «Белкоммунмаш» — Миноблисполкому. Но в 2014 году компания Stadler решила выкупить белорусскую долю и стала единственным владельцем акций предприятия. Завод в Фаниполе достроили к апрелю 2014 года. В его создание швейцарский инвестор вложил круглую сумму — 50 млн евро.

Прошлый год для ЗАО «Штадлер Минск» прошел не слишком удачно. Заказов изначально было немало, предприятие выиграло несколько крупных тендеров. Один из самых заметных — на производство 25 составов двухэтажных поездов для московского оператора Aeroexpress. Эта компания обеспечивает железнодорожное сообщение между центром Москвы и тремя аэропортами Московского авиационного узла. Четырех- и шестивагонные двухэтажные поезда Kiss планировали поставить как раз в 2016 году. Однако российский заказчик резко пошел на попятную. По словам главы Stadler Rail Group Петера Шпулера, из-за нефтяного и газового кризисов, «войны санкций» и самого главного фактора — ослабления российского рубля для московского заказчика проект оказался слишком дорогим: стоимость «аэроэкспрессов» подорожала почти вдвое. 

Пришлось договариваться, подключать швейцарские банки и компании по страхованию рисков. В итоге в Россию удалось продать только 11 поездов, тем не менее даже в таком усеченном виде сделка состоялась и, по словам представителей завода, была для них выгодной. Те составы, которые оказались пока не по карману российскому перевозчику, уже согласился выкупить Азербайджан: 5 четырехвагонных поездов уже приобретены для перевозки пассажиров в Баку. Плюс ко всему эта страна планирует купить еще пять поездов. Остальные электрички, как предполагает Петер Шпулер, на запасных путях стоять не останутся — их планируют распродать по другим странам СНГ.



Шпулер немного обескуражен — в 2012 году из-за кризиса сокращались продажи в Западной Европе, а сейчас, когда европейские покупатели начали демонстрировать, как выглядит отложенный спрос, просело другое стратегическое направление — рынки постсоветских стран. К сожалению, в настоящий момент мощности «Штадлер Минск» загружены всего на 30—40%, хотя завод может производить 120 вагонов в год. Впрочем, ни на зарплатах персонала, ни на социальных гарантиях это пока никак не сказалось. Во многом помогает тот момент, что белорусское производство лишь звено в цепи аналогичных заводов, разбросанных по многим странам мира: предприятия Stadler работают не только в Швейцарии, но и в Германии, Польше, Венгрии, Чехии, Австрии, США, Алжире и других государствах. И фанипольскую площадку наедине со своими проблемами не оставят — в ближайшее время хотят обеспечить заказами, передав их с других заводов Stadler Rail Group. 


Так что не исключено, что поезда, собранные в Беларуси, будут бегать в Европе. Компания Stadler несколько лет назад получила крупный заказ на производство вагонов для поездов, которые будут ездить по 57-километровому тоннелю под горным перевалом Сен-Готард, который откроется в 2017 году. Планируют в Stadler производить поезда для метрополитена Глазго, Ливерпуля и Баку. Рассчитывают и на российское направление, где спрос на обновление железнодорожного парка должен вскоре повыситься. Это связано в первую очередь с чемпионатом мира по футболу-2018. 

Есть у «Штадлер Минск» и белорусские клиенты — на предприятии уже подготовлен заказ на два поезда Flirt для Белорусской железной дороги. Ранее БЖД купила у Stadler 16 поездов, они уже несколько лет катаются в пригородном направлении. Однако те красные электрички, которые полюбились нашим пассажирам, не белорусского производства, а польского и швейцарского. Теперь на внутренний рынок будут поставлять поезда только под маркой «Сделано в Беларуси».

Швейцарский предприниматель уверен, что кризис — это ненадолго. Все экономические неурядицы рано или поздно заканчиваются, и максимум через 2—3 года ситуация должна измениться на противоположную.

— Мы уверены в этом заводе, его размещении. Уровень его сотрудников просто прекрасный. Кроме того, мы всегда получали всеобъемлющую поддержку как со стороны Правительства, так и местных властей. Мы также убеждены, что политические и экономические кризисы когда-то должны миновать и рынки на Востоке снова должны расцвести.

Швейцарская компания обещает продолжить инвестиции в завод. В этом году планируется направить 4—5 млн евро на закупку оборудования для механической обработки алюминиевых профилей. Кроме того, компания надеется на тесное сотрудничество с холдингом «Белкоммунмаш». В свое время Александр Лукашенко поручил Правительству и руководству компании «Штадлер Минск» разработать концепцию развития «Белкоммунмаша». 

— Мы начинали с совместного предприятия, но экономическая ситуация привела к тому, что мы затем ликвидировали это СП. Это в том числе было желание Правительства. Но мы верим, что в будущем у нас наладятся тесные связи с белорусским производителем. Мы будем оказывать взаимную поддержку в плане освоения рынков, и «Белкоммунмаш» выступит субпоставщиком для производства в Фаниполе, — пообещал Петер Шпулер.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter