Перепроверка допинг-проб Пекина может оставить российских спортсменов без Рио

У допинга нет срока давности

Решение о допуске (или недопуске) сборной России по легкой атлетике к участию в топ–турнирах будет приниматься в середине июля. На минувшей неделе глава МОК Томас Бах заявил, что судьба спортсменов будет во многом зависеть от итогов расследования фактов, которые в интервью «Нью–Йорк таймс» озвучил экс–руководитель РусАДА Григорий Родченков. Они, напомним, касаются тотального применения допинга российскими спортсменами во время Олимпиады в Сочи. Однако итоги этого расследования становятся все более прогнозируемыми и без официальных коммюнике. Накануне очередную информационную бомбу подорвали эксперты Всемирного антидопингового агентства, занимавшиеся перепроверкой проб Олимпиады–2008 в Пекине. Результаты оказались шокирующими. 31 положительный результат, 12 стран, 6 видов спорта. Причем почти половина из всех попавших под подозрение спортсменов — россияне.

Анна Чичерова.

Список 14 получивших «письмо счастья» от ВАДА спортсменов накануне был опубликован в СМИ. В него попали и олимпийская чемпионка в прыжках в высоту Анна Чичерова, и обладательница серебра в метании копья Мария Абакумова, и бронзовый ходок Денис Нижегородов... Есть там, кстати, и штангистка Надежда Евстюхина, в случае дисквалификации которой олимпийскую бронзу спустя 8 лет после окончания Игр получит ставшая в Пекине четвертой (но поднявшаяся на пьедестал в Лондоне) белоруска Ирина Кулеша. Однако радоваться Ире пока рано: картина антидопингового апокалипсиса далека от своего завершения.

Во–первых, даже в случае попавших под подозрения трех десятков спортсменов ясность наступит лишь в июне, когда в австралийской лаборатории перепроверят пробы «В». Кстати, по результатам этих проверок заметные перемены может претерпеть весь список участников грядущей Олимпиады в Рио–де–Жанейро. Во–вторых, на очереди Лондон. Причем здесь в число 250 подлежащих перепроверке проб входят и анализы атлетов, которые могут получить медаль после дисквалификации призеров. Разобраться в этой каше сложно. Настолько, что, даже стоя на пьедестале в Рио, вряд ли кто–то из спортсменов сможет в полной мере радоваться своей медали. Результаты–то все равно, по сути, «предварительные». Однако еще большая неразбериха с отбором на эти самые Игры.

Ситуация стала настолько критической, что о готовности к всестороннему сотрудничеству в России сегодня заявляют даже те, кто еще недавно призывал к бойкоту. Накануне, например, Всероссийская федерация легкой атлетики попыталась сыграть на опережение и изменила принципы отбора на Олимпиаду. Отныне спортсмены, которые хотя бы раз были дисквалифицированы за применение запрещенных препаратов, не смогут попасть в олимпийскую сборную. Не исключено, что инициатива получит поддержку на уровне олимпийского комитета и распространится на другие виды спорта. Но меры эти кажутся уже запоздавшими и малоэффективными. По убеждению экс–главы Национального антидопингового агентства, а ныне проректора по научной работе Полесского государственного университета Николая Кручинского нынешнюю историю сложно рассматривать лишь с точки зрения борьбы за чистоту мирового спорта.

— У меня складывается впечатление, что в предпринимаемых ВАДА решениях и шагах есть определенная политическая ангажированность. Не хочу вдаваться в детали. В конце концов, Международный олимпийский комитет имеет право перепроверить пробы, и вопрос лишь в выбранном для этого моменте. Однако предпосылки к подобному развитию событий были и раньше. Перед Олимпиадой в Пекине, например, также сообщалось о восьми дисквалифицированных постфактум российских атлетах. С тех пор многое изменилось. Была, например, создана РусАДА, которая пыталась наладить контроль в России. Что, к слову, очень непросто. Например, провести допинг–тест на соревнованиях по биатлону в условной Нягани практически невозможно, потому что туда нужно лететь сперва до Красноярска, потом до Якутска, потом еще три часа на «кукурузнике» и 200 километров — на чем хочешь...

Понимают ли это в ВАДА? Сейчас это, похоже, уже не важно. Ведь даже глава МОК Томас Бах заявил, что допускает возможность отстранения россиян от Олимпиады, хотя до последнего времени он был единственным руководителем высокого уровня, который даже на пике скандала с милдронатом старался отстоять Россию. Да, есть мнение бывшего главы РусАДА Николая Дурманова, заявившего, что пробы «Б» могут оказаться отрицательными, и в этом случае все будет зависеть от объективности принимающих решение чиновников. И потому Николай Кручинский отнюдь не уверен в благополучном варианте развития событий.

— Важно понимать, что отстранение россиян от Олимпиады, причем представителей всех видов спорта, будет сопоставимо по своим последствиям с пресловутыми бойкотами Игр 1976 и 1980 годов. Ведь Россия уже сейчас вынуждена принимать весьма сомнительные, но вынужденные решения. Например, о недопуске к Играм спортсменов, ранее отбывавших дисквалификацию. С точки зрения прав человека здесь очень много вопросов: ведь наказание эти люди уже понесли. Для юристов и представителей МИД здесь, похоже, намечается много работы, но завершить все судебные разбирательства до Рио никто уже просто не успеет. И потому нынешняя ситуация в мировом спорте очень напоминает поведение хулиганов на улице, которые будут бить при любом ответе на сакраментальное «Дай закурить!».

komashko@sb.by

Фото www.thepressroom.gr

Советская Белоруссия № 98 (24980). Четверг, 26 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter