«У Антония» кушать подано

Есть такое мнение, что когда–то у нас была развитая туристическая инфраструктура...

Есть такое мнение, что когда–то (во времена Российской империи или в Западной Белоруссии в составе Польши) у нас была развитая туристическая инфраструктура (отели, кафе), а потом лавочки национализировали и прикрыли. И сейчас, мол, нужно все начинать сначала. На самом деле забегаловки и ночлежки (пусть даже под звучным именем «Париж»), которых было множество в каждом провинциальном городе, скажем, сто лет назад, — это далеко не высший уровень развития сервиса. («Европа» с единственным на всю Белоруссию того времени лифтом — не в счет.) К идеальному состоянию мы только сейчас приближаемся и достигнем его тогда, когда появится развитая сеть и дорогих отелей, и доступных всем хостелов, равно как сравняется количество ресторанов класса «люкс» и общепита.


Любопытные факты опубликовал недавно Василий Воронин, доцент кафедры истории Беларуси древнего времени и средних веков истфака БГУ.


Как только полочане получили Магдебургское право, великий князь Александр им сразу же предписал построить рядом с ратушей торговые точки и общественную баню. Шел 1498 год. В 1510–м преемник Александра — Жигимонт — дал право основать в Полоцке 4 гостиных дома. Но мещане даже не пошевелились.


К 1517–му с мертвой точки ничего не сдвинулось: полоцкому воеводе Гаштольду пришлось самому браться за исполнение государственных поручений, коль городскому самоуправлению не до того. На своей земле воевода построил «отельчик», чтобы «и гостеи, купцов и мещан, чужоземцов и с панств наших становити и с того собе пожиток мети по тому, как и по иншим домом гостиным есть обычаи у панствех наших». Я процитировал поручение воеводе от великого князя, которое вполне прозрачно для понимания современным человеком. Во–первых, в нем утверждается, что «гостиные дома» уже существовали в других регионах государства. Во–вторых, Гаштольду давался зеленый свет: строй заездный дом, чтобы и свои, и иностранцы могли в нем себя чувствовать комфортно, и получай с этого прибыль. Казалось бы, почему мещанам не взяться за выгодное дело?..


Вся эта история времен Франциска Скорины мне напомнила современное состояние дел, когда утверждаются госпрограммы, предлагаются льготы, а в некоторых регионах не шевелятся ни горожане, ни сельчане, ни местные власти.


К счастью, так не везде. В современном Полоцке стройка кипит не в одной точке, а по всему городу. Да и в тихих Поставах есть движение. Центральная райбольница при поддержке местных властей получила грант по программе Европейского инструмента добрососедства и партнерства — более 300 тысяч евро — на реконструкцию дворца Тизенгауза, чтобы часть здания передать под музей, зал камерной музыки, гостиницу, кафе. Уже придумали и название для буфета — «У Антония». Дворец строил граф Антоний Тизенгауз, известный реформатор конца XVIII века, кстати, тоже внесший свою лепту в развитие туризма: он соорудил в Гродно квартал для приглашенных из–за рубежа ремесленников и построил там две корчмы — одну для бедняков («Нэндза»), вторую для богачей («Раскоша»).


В прошлом были разные подходы к устройству отдыха гостей. Есть чему поучиться. И хорошо бы на старые грабли больше не наступать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter