Тюрьма не приговор: половина женщин, вышедших из мест лишения свободы, трудоустраивается

Впервые более 70 белорусок приняли участие в исследовании «Финансовое положение женщин, освободившихся из мест лишения свободы». В числе интервьюируемых - женщины с судимостями и опытом наркопотребления от 19 до 60 лет. Изучение темы проходило в рамках проекта белорусского общественного объединения «Позитивное движение».

Фото  pixabay.com

Проблема трудоустройства для данной группы - одна из ключевых. Финансовые расходы женщин превышают их доходы. Основные доходы приходятся на официальную и неофициальную заработную плату, помощь мужа и родителей. Основные статьи расходов касаются питания, покупки лекарств, коммунальных платежей, покупки одежды и выплаты кредитов.

- Освободившись из мест лишения свободы и становясь на учет в исполнительную инспекцию по месту жительства, женщина должна трудоустроиться, - обращает внимание эксперт исследования Светлана ГОНЧАРОВА, кандидат психологических наук, доцент Института психологии Белорусского государственного педагогического университета. - И потом, нужны деньги, чтобы жить. Не каждый работодатель легко возьмет женщину на работу, зная ее прошлое. Судимость или судимости, задолженности перед государством по декрету №18 или перед банками, сопутствующие заболевания, отсутствие должного образования и квалификации – это те факторы, которые явно не способствуют первенству в рейтинге на вакансию. Учитывая и психологическую составляющую, недоверие к миру, людям, отсутствие поддержки в прошлом, женщины неуверенно чувствуют себя на рынке труда. Вот пример. Проводя тренинг трудовой активации, мы составляли резюме. Простая задача для человека, который устраивается на работу, у этих женщин вызвала замешательство. «Придется написать, что я научилась шить в колонии». Любой отказ работодателя воспринимается критично, с агрессией , подавленностью, желанием бросить поиск работы.

Большая часть опрошенных считает доход от 1000 до 2000 белорусских рублей необходимым для жизни. Но как пояснила эксперт, у многих потеряны простые трудовые навыки. У большей части участниц исследования среднее и средне-специальное образование по направлениям, связанным с оказанием услуг и строительством: швея, повар, продавец, маляр/штукатур, оператор, парикмахер/мастер маникюра. Некоторые не стремиться получать дополнительное образование, проходить переподготовку. Женщины могут претендовать на рабочие места с низкой заработной платой и низкой квалификацией.

Тем не менее 41 процент женщин трудоустроены и имеют официальный доход. Женщины-потребители инъекционных наркотиков и вышедшие из мест лишения свободы часто лишены родительских прав. Процент выплат по Декрету №18 составляет от 65 до 85 процентов. Для восстановления родительских прав обязательным условием является трудоустройство женщины и выплата долга государству. Еще одно распространенное долговое обязательство - по кредитам.

Эти женщины нередко материально зависят от мужчин, которые употребляют психоактивные вещества, применяют различные виды насилия.

Проблему трудоустройства опрошенные часто связывают с проблемой здоровья и судимостями. Действительно, более 76 процентов нарушали Закон. Почти половина находилась в местах лишения свободы.

Ольга, участвовавшая в опросе, употребляла наркотики более 15 лет. День в день. И плоды той жизни горькие: смерть мужа, уколовшего ей наркотик впервые, от передозировки, две судимости, утрата родителей. Когда Оля вышла из колонии после второго срока, решила занять все свое время работой, чтобы вновь не поддаться соблазнам. Трудится успешно два года. Собирает деньги на ремонт и путешествия.

- Пришла домой. Пустая квартира. Родители заболели на нервной почве, рано умерли, - рассказывает Ольга. -  Села на диван и поняла, к чему привела меня прежняя жизнь. Сказала себе: хватит. В колонии я научилась шить, и хотела заняться этим на свободе. Трудоустроилась на швейное предприятие. Немного людей дает тебе второй шанс. А ведь разные бывают ситуации, ты можешь оступиться. И сейчас помню слова своего работодателя: «Помогу тебе». Я ухмыльнулась, мол, что мне уже поможет. Но зацепилась за помощь. Благодаря хорошему отношению директора и коллектива мысли о наркотиках стали посещать реже. С 8 утра до 16.30 я на основной работе. А с 17 00 у меня подработка в швейной мастерской Позитивного движения. Что-то скроить, подшить. Вечером не остается времени на дурное. Конечно, бывает, шьешь и в голове: «Как устала, расслабиться бы». Но я говорю "нет", когда мне предлагают. Однажды пришла домой и заплакала: «Господи, спасибо, что даешь мне силы отказываться от наркотиков. И в такие минуты я горжусь собой. Работа – мое спасение. Работодатель увидел, что я ответственная. Начинала с простого, потом доверили вещи посложнее. Шьем спецодежду. Стараюсь не подвести. За три месяца выплатила долг по кредиту. Некоторые хотят сразу 2000 зарабатывать, но так не бывает. Потрудись сначала. Я не ленивый человек. Шить люблю. Своими ручками зарабатываю. Родные меня поддерживают. Считаю, любому важно дать возможность проявить свои лучшие качества. Если человеку помочь, он поверит в себя, как поверила я.

- Одной из важных задач профилактики «срыва», воздержания от приема психоактивных веществ и закрепления эффекта «трезвости» у женщин, прошедших лечение от наркозависимости, вернувшихся из мест лишения свободы, является восстановление трудовых навыков с дальнейшим их трудоустройством в комплексе с прохождением программы социального сопровождения, - считает психолог Светлана Гончарова.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter