Тюрьма и сумма

В исправительной колонии отбывал наказание гражданин, которого должны были условно досрочно освободить.
В исправительной колонии отбывал наказание гражданин, которого должны были условно досрочно освободить. И поведение у него было примерное, и три четверти срока он уже "отмотал". Одна беда: не возместил ущерб, который нанес потерпевшему своими преступными действиями. Так и не состоялось бы условно-досрочное освобождение, да повезло парню. Его родная сестра жила в Соединенных Штатах Америки, была достаточно состоятельной. Брат написал ей о своих горестях. Сестра приехала и возместила потерпевшему ущерб, нанесенный преступными действиями брата: 2 тысячи долларов. После чего его таки освободили. Эту историю мне рассказали в Комитете исполнения наказаний при МВД. Так что, намереваясь кому-то нанести материальный ущерб, сначала обзаведитесь богатыми родственниками. Это, разумеется, шутка. Лучше на чужое имущество руку вообще не поднимать, закон не преступать.

На самом деле проблема возмещения ущерба очень серьезна. Реально возмещается потерпевшим только 25 - 30 процентов нанесенного им ущерба. То есть совсем немного шансов, что вам - не дай Бог, случится беда - вернут украденное в полном объеме. Или хотя бы компенсируют потери деньгами. Около 70 процентов от всех преступлений, совершаемых в республике, составляют кражи. И воруют в основном те, кто не обременен ни имуществом, ни деньгами.

За кражи осужденный попадает по приговору суда в колонию. Около трети от всех осужденных за эти преступления должны возместить ущерб потерпевшим. Как это сделать в местах лишения свободы? Трудоустроен в них 61 процент осужденных из 44 тысяч трудоспособных. Из скромного заработка и отчисляется процент в счет компенсации ущерба. Хотя почему из скромного? Как рассказал начальник Комитета исполнения наказаний при МВД Сергей Кадушкин, по отдельным специальностям зарплата осужденных достигает 67 тысяч рублей. А средняя зарплата - 9.400 рублей. Однако эти суммы осужденные не получают. Соответствующие нормативные акты определяют, что им положена так называемая "гарантийка": 25 процентов от заработка. Из оставшихся 75 процентов высчитываются подоходный налог, алименты, затраты на содержание. Из того, что остается, высчитывают процент в счет погашения исков о возмещении ущерба. Кроме того, из зарплаты осужденных могут быть высчитаны деньги за повреждение имущества, если заключенный что-то сломал, разбил. Понятно, что при таком раскладе и таком уровне зарплаты потерпевшие не дождутся компенсации ущерба в полном объеме даже если осужденный проведет за решеткой много лет. Значит, следует увеличивать зэкам зарплату? Но если это не всегда удается сделать на воле, что уж говорить о "зоне". Но, по словам Сергея Кадушкина, вопрос с выплатой осужденными ущерба находится у него на постоянном контроле. Главная проблема, с которой к нему обращаются потерпевшие, - помочь взыскать ущерб с осужденного. Руководство КИН делает все возможное, чтобы предоставить осужденным наиболее высокооплачиваемую работу. Но таких рабочих мест мало, а исков - много...

Министерство юстиции также пытается решать проблему возмещения ущерба. Как рассказал первый заместитель министра юстиции Александр Петраш, в соответствии с поручением Президента ведется работа по созданию в Беларуси службы судебных исполнителей. Предполагается, что она начнет свою работу с 1 декабря. Пока судебные исполнители лишены реальных возможностей влиять на ситуацию, что является одной из причин низкого процента исполнений судебных решений. Гражданин может попросту не открыть дверь (и не открывает) квартиры судебному исполнителю, который пришел по решению суда описать его имущество. И этому самому гражданину за это ничего не будет (!). Из 890 судебных исполнителей 75 процентов - женщины, которые просто не в силах совладать с таким хамством. По словам Александра Петраша, при подготовке новой редакции Административного кодекса предусмотрено значительное повышение статуса судебных исполнителей. Серьезная ответственность будет предусмотрена и за неподчинение им. Белорусские исполнители станут похожи на своих российских коллег. После введения в 1997 году в России Службы судебных приставов - аналога службы судебных исполнителей процент исполнения судебных решений по возмещению ущерба потерпевшим возрос с 30 до 60! Такую же динамику после введения этой службы в нашей стране прогнозируют и в Министерстве юстиции Беларуси. При этом увеличения расходов не потребуется, все будет сделано в рамках ассигнований на реорганизацию службы судебных исполнителей.

А пока, по мнению специалистов, на стадии предварительного расследования органам дознания и следствия надлежит быть более решительными. Часто, проводя обыск в квартире задержанного или обвиняемого, оперативные работники пишут: "Имущества, подлежащего описи, нет". И это при том, что следователь видит, что статья, инкриминируемая гражданину, предполагает конфискацию имущества, которое просто успели спрятать! Так почему не принять упреждающие меры, чтобы не позволить его спрятать?

Несомненно, поможет возмещать ущерб потерпевшим и новый Уголовный кодекс, по которому сокращено число статей, наказывающих лишением свободы. Штрафы, общественные работы, арестные дома создают больше возможностей держать осужденного в поле зрения и требовать от него возмещения ущерба потерпевшим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter