Тюльпановая эволюция

О выборах в Нидерландах

Выборы, которые прошли в Нидерландах, могли бы так и остаться новостью местного значения, если бы не два обстоятельства. Во–первых, так и хотелось воскликнуть, глядя репортаж «Евроньюс»: «Ба, знакомые все лица!» Имею в виду лицо лидера ультраправой Партии свободы Герта Вилдерса — белокурого улыбчивого джентльмена, за вежливой улыбкой которого прорывается плохо скрываемая ненависть к иностранцам, особенно восточной наружности. Все–таки это тренд — исламофобы набирают все больше мест в европейских парламентах, и Голландия тому яркий пример. И второе обстоятельство. Респектабельные политики, такие как лидер Христианско–демократического призыва Ян Петер Балкененде, терпят сокрушительное поражение. Балкененде, возглавлявший голландское правительство почти 9 лет, уходит с политической сцены.


Конечно, и националист Вилдерс, и христианский демократ Балкененде, столь противоположные между собой, являются на самом деле продуктом одной политической системы. Какими бы острыми ни выглядели высказывания ультраправых против иммигрантов, все же эта борьба ведется в соответствии с общепринятыми в обществе правилами. В Голландии политиков выращивают так же, как тюльпаны, поэтому никакой революции на парламентских выборах не произошло. И Голландия, несмотря на признание премьер–министра в том, что «получил от избирателей настоящую пощечину», — не превратится после этого в Таиланд, где руководителей свергают с помощью военных переворотов...


Но политическая эволюция налицо. Напомню, выборы в генеральные штаты, так называется нидерландский парламент, были досрочными. Предыдущий парламент раскололся в феврале после отказа входивших в правящую коалицию лейбористов удовлетворить просьбу США о продлении военной миссии Нидерландов в Афганистане.


Кроме того, «переформатирование политической ситуации в Нидерландах свидетельствует о наличии острого системного кризиса в «старой Европе», столкнувшейся с неспособностью противостоять современному тренду на рост националистических настроений в обществе», — считает российская деловая газета «Взгляд».


А рост националистических настроений неизбежно ведет к тому, что в Европе не хотят видеть не только марокканцев, алжирцев, но и Турцию как члена Евросоюза. Это уже не нюанс, а серьезное изменение приоритетов.


Не случайно на днях США обвинили Европу в том, что она отвратила от Запада Турцию, ставшую одним из двух членов Совета Безопасности ООН, которые проголосовали против санкций в отношении Ирана. Об этом написала вчера британская «Файнэншл таймс».


Министр обороны США Роберт Гейтс предположил, что от Запада входящую в НАТО Турцию отталкивает нежелание Европейского союза принять ее в свой состав. «Если Турция действительно поворачивается к Востоку, то не в последнюю очередь потому, что ее к этому подталкивают некоторые европейцы, отказывающие Турции в той органической связи с Западом, которую она стремится создать», — заявил высокопоставленный американец в ходе своего визита в Лондон.


Как бы то ни было, а третье место голландской ультраправой партии Вилдерса в парламенте свидетельствует, что подобное отталкивание будет продолжаться. Г.Вилдерс ранее заявлял, что одна из главных его задач — борьба против «исламизации Нидерландов». «Таймс» напоминает, что этот политик выступает за запрет строительства мечетей в стране, а также за введение налога на ношение мусульманских платков.


Сегодня Герт Вилдерс может получить место в правительстве страны. Марк Рютте, возглавляющий либеральную Народную партию за свободу и демократию, лидирующую на выборах, уже заявил, что готов предложить Г.Вилдерсу войти в правящую коалицию.


На очереди парламентские выборы, и тоже досрочные, в Бельгии. Иммиграционные проблемы в этой стране также достаточно остры, хотя бельгийцы в первую очередь будут решать свой национальный вопрос. Фламандские (нидерландоязычные) и валлонские (франкоязычные) партии никак не могут поделить двуязычный избирательный округ в Брюсселе. Последний правительственный кризис разразился после того, как лидер партии фламандских христианских демократов Ив Летерм подал в отставку. Летерм был достаточно умеренным и осторожным премьером, которому удалось на время приглушить страсти. Но кто придет ему на смену в воскресенье, 13 июня? Европейские выборы перестали быть скучными...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter