Тысяча и одна ночь

О влиянии «мыла» на нашу жизнь. И наоборот
О влиянии «мыла» на нашу жизнь. И наоборот

Что наша жизнь? Сериал. Что есть сериал? Демонстрация основных ситуаций жизненного цикла: рождение, любовь, семья, измена, отношения отцов и детей, смерть. Главное – прервать очередную серию на самом интересном месте, чтобы зритель томился до завтра. Так и мы, герои собственных «мыльных опер», ложась спать, с любопытством ожидаем утра, чтобы узнать: а что дальше–то будет? Жанр существует испокон веков. Он вечен, потому что людям интересно знать про людей в развитии сюжетных линий. Ежедневно мы становимся зрителями тысяч сериалов. Возьмем, к примеру, прошедший понедельник. Светские репортеры делятся подробностями празднования дня рождения примадонны. Алла Пугачева — человек–сериал вот уже 30 лет. Я недавно прочла новую версию (!) достопамятного скандала в гостинице «Европейская». Оказывается, газеты вынесли сор из избы с разрешения самой АБП. Она беспокоилась о том, что миллионы зрителей скучают в ожидании новой серии занимательной саги «Жизнь Аллы Пугачевой».

А вот продолжение модной нынче истории с продолжением «Все вокруг понтификата». Площадь Святого Петра вновь заполнена. Телеканалы всего мира передают свой «лайф». «Дым! Смотрите, пошел черный дым! Папу не выбрали», — слышится тут и там. Отлично, значит, завтра будет новая серия. Бесконечными сериалами являются также выпуски новостей и цикловые программы. Главный стимул наблюдать за всем этим изо дня в день, как утверждают психологи, — обычное человеческое любопытство. Непосредственно же психотерапевтическим эффектом обладают все–таки сериалы телевизионные. Однако, помимо того, что просмотр «мыла» — это ритуальное действие, почти медитация, оно оказывает влияние не только на нервную систему. Сериалы диктуют моду на стиль жизни. Вспомним, после легендарной «Рабыни Изауры» наши дачные участки мы стали называть «фазендами». Имена героев «Санта–Барбары» до сих пор присваивают любимым псам и котам. Многие используют подсмотренные интерьеры и моды в «Сексе в большом городе» для переделки своих квартир, гардероба, причесок и т.д. Сериалы вмешиваются не только в частную жизнь, но и в политику, бизнес, искусство. Появилось даже такое явление, как госзаказ на ту или иную тему в самом популярном тележанре. На заре развития российской индустрии сериалов мы очаровались простыми ребятами из милиции. Первые серии всевозможных «ментов» были невероятно популярны. Правда, картину сильно подпортил бешеный рейтинг бандитской саги «Бригада», вышедшей вслед. История Саши Белого стала первой российской эпопеей, проданной на Запад. Но общественное мнение подвергло создателей образа «симпатичного бандита» порицанию. С тех пор злодеев в сериалах исправно уничтожают как класс.

Пришла пора оптимизировать имидж армии, и на экраны вышли сотни «мужских работ», в которых крепкие парни в камуфляже сметают всех врагов на своем пути. Потом случился бум военных сериалов. Появились многочисленные полотна вроде «Московской саги», «Детей Арбата», «Моя граница». И даже на тему православия есть ответ. Сериал «Спас под березами» — о жизни небольшого прихода.

Так сериалы формируют стереотипы, создают нужную систему ценностей, незаметно становясь средством пропаганды. В этом, пожалуй, нет ничего плохого. Если современная кинореальность расходится с объективной, то не так уж и сильно. В кино, как известно, бывает, как в жизни. А в жизни – как в кино. Первичный этап подражания мы уже прошли. Теперь важно, чтобы конъюнктура не повлияла на качество. Все–таки хочется верить, что мы имеем дело с искусством. Чтобы всегда стремиться к высокому.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter