Тыл как передний край

Таких семей в Беларуси четыре: Дворкины, Рубинчик, Кончицы и Жуковы

Таких семей в Республике Беларусь четыре: Дворкины – из Жлобина, Рубинчик – из Березино, Кончицы – из-под Пинска, Жуковы – из Слуцка.

Сегодня наш рассказ о семье Жуковых. Отец (1895—1951), Аверкий Кириллович долгие годы служил в БВО: помощник командира 6-го мехполка 6-й Чонгарской кавдивизии в Гомеле (1930—1931); командир 4-го отдельного танкового батальона в Слуцке (1931—1934), там же, в Слуцке, с 1934 г. по 1937-й был начальником автобронетанковой службы 4-й стрелковой дивизии, которой командовал Г.К. Жуков. Одно время он был у него заместителем. Служили оба Жуковы в одной дивизии. В 1940 году Г.К. Жуков стал в числе самых первых генералом армии, а А.К. Жуков – генерал-майором. Но дальнейшая служба их разлучила.

В предвоенные годы А.К. Жуков учился на курсах усовершенствования командного состава: в Омске (1922—1923); дважды в Ленинграде – в 1931 г. и в 1938 г. До революции с 1915-го по 1917 год пришлось послужить в царской армии: рядовой, помкомвзвода, старший фейерверкер. Великую Отечественную войну встретил в должности начальника отдела инспекции управления службы ГСМ Красной армии. В этой должности был до 15 февраля 1942 г. Как известно, 1941—1942 гг. были самыми тяжелыми для Красной армии. И для генерала А.К. Жукова. Без ГСМ ни один бой, ни одна операция войск не могла быть успешно проведена. Уже в июле—августе 1941 года он снабжал Западный фронт горючим, под Смоленском по заданию командования обеспечил войска Резервного фронта, которым командовал Г.К. Жуков в боях за Ельню. Потом Ленинград, где находился до 22 сентября, в октябре 1941 года обеспечивал горючим группу генерала Лелюшенко под Мценском. В ноябре—декабре (до 19 декабря) находился при полевой группе Генштаба Красной армии в г. Арзамасе. С 20 декабря 1941 года по 7 февраля 1942 года снова на Ленинградском фронте организовывал подачу горючего в Ленинград через Ладожское озеро, одновременно обеспечивал ГСМ войска Ленинградского, Волховского фронтов и 7-й отдельной армии.

Уже сам факт перечисления этих фронтовых «командировок» генерала А.К. Жукова свидетельствует о том, что в штабе (в отделе ГСМ Красной армии) ему приходилось бывать крайне редко. С 1942-го по 1945 год он возглавлял службу ГСМ Калининского, 1-го Прибалтийского фронтов. И так было всю войну. Парадокс: тыловик, а все время на переднем крае. Видимо, это и не могло не сказаться на его здоровье. В 1951-м на 56 году жизни он умер.

Комиссар трех флотов

Из деревенского пастушонка в адмиралы – таков путь уроженца д. Перевоз Слуцкого района Николая Антоновича Торика. В 1923 году окончил 7-летнюю школу, в 1926—1928 гг. секретарь Слуцкого горкома комсомола. Затем почти 40 лет в рядах Красной армии и ВМФ. С 1930 года на флоте. В 1937 году окончил с отличием Военно-политическую академию (военно-морской факультет).

В августе 1937 года Николай Торик назначен военным комиссаром бригады торпедных катеров на Черном море. Через год – редактор газеты «Красный черноморец», не проходит и года – новое назначение: помощник начальника Главного политического управления ВМФ СССР по комсомольской работе. В декабре 1939 года Николая Антоновича направляют в Кронштадт на должность зам. начальника политуправления Балтийского флота.

С декабря 1940 года и до 1966 года, свыше 26 лет, он комиссар флота – сначала Северного (1940—1945 гг.), позже – Балтийского (1945—1950 гг.). После учебы в академии Генштаба – член Военного совета Дунайской военной флотилии, а с 1957 года по 1966-й – член Военного совета Черноморского флота.

За этими сухими статистическими датами скрывается вся жизнь нашего замечательного земляка, видного флотского политработника.

Вряд ли можно еще встретить человека с такой богатой биографией.

Морские дьяволы

Еще один рассказ – о вкладе в победу под Сталинградом военных моряков – белорусов и уроженцев Белоруссии. Об этом, к сожалению, известно немного.

Особо отличились моряки Волжской военной флотилии, в которую входили канонерские лодки «Руднев» и «Громов», вооруженные пушками и пулеметами. Командовал этой группой речных кораблей (позже – 4-я бригада) капитан 2-го ранга Александр Цыбульский, наш земляк с Минщины. Они обеспечивали жителей Сталинграда и его защитников всем необходимым: продовольствием, ГСМ, боеприпасами, вывозили на противоположный берег Волги раненых, детей, стариков и женщин. В этом им также помогали гарнизоны военно-морских баз Махачкалы, которые возглавлял белорус контр-адмирал М. Скрыганов, и Астрахани, где начальником оперативного отдела был уроженец Витебщины капитан 3-го ранга В. Денисов.

Корабли Волжской флотилии поддерживали войска артиллерийским огнем вплоть до окончания разгрома окруженной группировки противника. Так, канонерские лодки «Чапаев» и «Усыскин» произвели свои последние залпы за двое суток до окончания Сталинградской битвы – 3 января 1943 года. Оба корабля были награждены орденом Красного Знамени.

Даже в некоторых стрелковых дивизиях под Сталинградом моряки оставляли более половины личного состава. В 192-й стрелковой дивизии, которая обороняла завод «Баррикады», моряки по 10—12 раз в день ходили в атаки. Комиссаром одного из полков в ней был наш земляк из Лельчиц подполковник Сыдько, удостоенный в последующих боях звания Героя Советского Союза.

Среди моряков Волжской флотилии отличился офицер из Марьиной Горки И. Хурс. В 1942 году, окончив военно-морское училище, он был направлен на Сталинградский фронт, в частности в Волжскую флотилию. На должность помощника капитана парохода «Полина Осипенко». Морской артиллерист до этого в 1941-м защищал Севастополь. А на Волге обеспечивал фронт боевой техникой, оружием, боеприпасами. Эвакуировал в Саратов и Камышин раненых, больных, женщин и детей. Воевал до конца войны на Черном море. Сегодня вице-адмирал в отставке, И. Хурс живет в Москве.

Все защитники Сталинграда руководствовались одним лозунгом: «За Волгой для нас земли нет!» Весь мир помнит подвиг военного моряка А. Паникаха. Краснофлотец 193-й стрелковой дивизии в сентябре 1942-го, объятый пламенем (загорелась от вражеской пули бутылка с горючей смесью), бросился под вражеский танк. Это о нем Демьян Бедный писал: «Он сжег врага своим огнем! Легенды сложатся о нем, бессмертном нашем краснофлотце!»

Маршал Советского Союза В. Чуйков в своих воспоминаниях впоследствии писал: «О роли моряков Волжской флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи».

Об этом, в частности, свидетельствует и запись в дневнике немецкого солдата, убитого под Сталинградом: «У нас в батальоне осталось 60 человек. Русских не берут ни огонь, ни пули. В здании элеватора найдено 40 трупов русских. Среди них половина в морской форме – морские дьяволы».

Да, именно из них, военных моряков, в основном формировались подразделения разведчиков, автоматчиков, истребителей танков на Сталинградском и других фронтах!

Кавалеры орденов Славы

Только в одной 5-й Орловской стрелковой дивизии в боях на реке Друть летом 1944 года пять белорусов были удостоены орденов Славы III степени: Федор Тарасович Буков, Сергей Андреевич Порошин, Потап Михайлович Самусев, Николай Яковлевич Федуркин и Михаил Венедиктович Шалободов.

В боях за Быхов летом 1944 года 12 бойцов пяти национальностей были удостоены ордена Славы III степени, причем пять из них к концу войны стали полными кавалерами ордена Славы. Это казах А. Самбинов, русские С.Е. Васильев, А.М. Патрицкий, Д.Ф. Скворцов и И.А. Ширяев. В боях за Быхов П.И. Балякин стал полным кавалером ордена Славы.

Снайпер Борис Иванович Московский в боях за Беларусь уничтожил 34 гитлеровца, за что был удостоен орденов Славы III и II степени, а позднее стал полным кавалером ордена.

В боях за Беларусь еще три воина стали кавалерами трех орденов Славы: сержант Иван Семенович Дронов, ефрейтор Митрофан Трофимович Питенин (338-я стрелковая дивизия) и сапер Дмитрий Антонович Шилов (94-я стрелковая дивизия).

Одним из самых первых ефрейтор Иван Иванович Иванов в боях за Брест был награжден орденом Славы III степени, а к концу войны стал полным кавалером ордена.

 

В боях за Беларусь орденами Славы III и II степени были награждены старшина Василий Николаевич Дятлов, рядовой Юрий Николаевич Бахарев, сержант Василий Павлович Волков, рядовой Семен Петрович Ветров и другие.

Борис ДОЛГОТОВИЧ, кандидат исторических наук, подполковник в отставке

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter