Проект «Поддержка женщин в фермерстве, агротуризме и ремесленничестве» станет моделью развития малого бизнеса на селе

Тыквенные снеки, крем-мед и журптушка

Керамист Тамара Тромза.
«СГ» уже рассказывала о нем. И вот заключительная конференция, на которой подвели итоги полутора лет работы, состоялась в туркомплексе «Усадьба Рыньковка» в Брестском районе.

Дух предпринимательства ощущался уже на входе: на выставке соревновались изделия, созданные инициативными женщинами. Керамическая посуда, соломенные поделки, травяные чаи, сыры, экоснеки, мед и многое другое. Эта же экспозиция стала площадкой для нетворкинга — гости и авторы экспозиции общались, делились впечатлениями, обменивались контактами. Любой желающий мог подержать в руках экспонаты и попробовать продукты, а понравившиеся купить.

Некоторые создатели собственного небольшого дела поделились опытом и планами на будущее. Алла Сапежинская из Кобрина, к примеру, открыла для себя новый продукт — экоснеки:

— Всегда хочется дать внучкам в школу что-то полезное. Тыквенные снеки — как раз то, что надо. У дочки под Кобрином агроусадьба, где мы выращивали тыкву, потом знакомились с технологией ее сушки, узнавали рецепты чипсов, цукатов и т. д. Не ожидала, что производство экоснеков станет таким серьезным занятием. В планах попробовать новые ингредиенты для создания других вкусов пастилы, мармелада и экоснеков. На проекте познакомилась с замечательными инициативными женщинами, мы продолжаем общаться.

Алла Сергеевна возглавляет клуб деловых женщин «Бона», который недавно организовал встречу ребят местного лицея с участницами проекта. 

Наталья Грицко из Пружанского района (инициатива «ЖУРавінавая ПТУШКА») рассказала о том, как пришла к идее сочетать черную керамику и дары леса, сохраняя экологический подтекст. Бабушка Натальи Серафима была собирательницей ягод, грибов, фруктов, трав — всего того, чем одарила нас земля. Они хранились в глиняной посуде. Бабушка учила, что дары земли отдают людям силу солнца и трудности тогда легче переносятся. В детстве Наталья рассматривала различные формы черных горшочков, в которых хранились припасы. Горшочки нельзя было трогать без разрешения, и она не могла дождаться зимы — так хотела наполниться этой силой. Детские впечатления повлияли на выбор профессии: Наталья стала керамистом. Считает, что в эпоху обезличенного массового производства к людям возвращается ощущение ценности старых вещей, потребность быть в контакте со своим культурным и природным наследием. Желание дарить близким заботу и внимание, теплоту и любовь.


Агроэкоусадьба «Птах» уютно разместилась на окраине болота Дикое, где обитают редкие птицы и растет клюква. Это и есть та сила, которую передает природа людям. Поэтому свой бренд Наталья назвала «ЖУРавінавая ПТУШКА», а если сокращенно — «ЖУРПТУШКА». Как заявлено в проекте, каждый месяц Натальей и привлеченными ремесленниками будет создаваться в среднем 40 единиц керамической посуды (обжигается в дровяной печи по традиционной технологии). Послужит экотарой, а продукция будет реализовываться в качестве сувениров, сохраняющих утилитарную и художественную ценность и после употребления содержимого.

Еще один керамист — Тамара Тромза (инициатива «Новая мастерская керамики») —поделилась планами строительства мастерской. Она продвигает аутентичную технологию чернодымленной керамики. Семейной мастерской Тамары уже шесть лет, есть навыки, опыт и некоторые наработки. Планирует создать новый туристический продукт, включающий знакомство с мастерами керамики, с историей чернодымленной керамики на Пружанщине, экскурсии в музей народных ремесел и мастерскую гончара, показательный мастер-класс под названием «Кувшин на гончарном круге». Гость сможет попробовать себя в роли гончара (свои изделия забирает на память), сделать фотосессию за гончарным кругом. Тамара разрабатывает и изготавливает авторскую посуду под заказ для усадеб, ресторанов и других заведений, постоянно экспериментирует с формой и цветом.


Наталья Лимаренко из Каменецкого района (инициатива «Крем-мед «Мроя») занимается разработкой новых рецептур крем-меда: и с черным тмином, и даже с добавлением ягод, которые растут у нее в саду. У женщины 25 разновидностей такого десерта. Десять лет назад брестчане сменили городскую прописку на сельскую и занялись пчеловодством. Конкурсная заявка Натальи показалась интересной организаторам проекта. Для ее семьи было закуплено оборудование, с помощью которого Лимаренко кремуют мед, превращая всем знакомый и любимый продукт в ароматное нежное пастообразное лакомство. 

Не обошлись и без громких премьер. Лариса Быцко из Бреста впервые представила спектакль-батлейку «Прыгоды ката Самі ў Белавежскай пушчы», куклы и декорации для которого изготовлены в рамках этого начинания. 

Вторую половину дня посвятили выступлениям экспертов. Так, самое яркое впечатление у участников от выступления Ксении Вятской, создательницы проекта «Усё сваё». Она поделилась секретами, как красиво подать продукцию, какую роль играет правильное название, упаковка и фото для продвижения. Эстонский эксперт Март Рейман рассказал участницам, как поразить туристов в деревне без больших затрат, а председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова — об экономике впечатлений, предложив ряд идей, которые можно использовать для развития своего бизнеса:

— Надеемся, что проект «Поддержка женщин в фермерстве, агротуризме и ремесленничестве» станет прекрасной моделью развития малого женского бизнеса на сельских территориях и сможет быть использован в других регионах.


Инициатива реализована БОО «Отдых в деревне» в партнерстве с Брестским облисполкомом при финансовой поддержке благотворительного фонда The Coca-Cola Foundation. Участницы получили дополнительные финансовые средства для старта и развития бизнес-идей, а также образовательную поддержку. 

Сейчас в Кобринском и прилегающих районах идет создание кластера и бренда «Наваколле» как продолжение предыдущего обучения. Недавно в агроусадьбе «Полесские традиции» в деревне Андроново прошел тренинг «Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена» в рамках нового проекта «Кластерная модель «Наваколле»: создаем и продвигаем местную, натуральную и крафтовую продукцию», реализуемого БОО «Отдых в деревне». Необычное название соответствует поставленной цели — свои продукты дополнить эмоциями и тем самым создать незабываемые впечатления. В скором времени бренд будет знаком всем белорусам, а крафтовая локальная продукция — черная керамика, экоснеки, травяные чаи, свечи, пастила, конфеты, варенье из шишек, пряники и многое другое — займет свое место на полках в магазинах «Фермер», e-dostavka, etno.by и на ярмарках, а у потребителя останется такое послевкусие, что захочется покупать эти товары вновь и вновь. 

klimovich@sb.by

Фото из открытых источников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter