Каждый из нас рискует оказаться на пути водителя-лихача или новичка

Тяжелый понедельник

Понедельник подтвердил свою репутацию: день 27 ноября оказался тяжелым. На дорогах Брестской области — даже слишком тяжелым. Ранним утром на пересечении брестских улиц 28 Июля и Октябрьской революции Audi A6, протаранив на скорости 140 км/час «Фольксваген», снесла опору ЛЭП. На данный момент сведений о погибших нет, несколько пострадавших — в больнице, некоторые в тяжелом состоянии.

Фото ГАИ УВД Брестского облисполкома.

В тот же день ближе к вечеру в Столинском районе лоб в лоб столкнулись «Рено–Лагуна» и вылетевшая ей навстречу при обгоне «Дэу–Нексия». Все водители и пассажиры были госпитализированы, но, слава богу, остались живы. Управлявший «Дэу» 20–летний житель Столина имел лишь трехмесячный водительский стаж. Можно напомнить чуть более раннее ДТП в том же Столинском районе, когда 20–летний нетрезвый водитель врезался в опору ЛЭП, а его 17–летний пассажир погиб.

Драматические события последних дней в очередной раз ставят вопрос о праве на руль. Не слишком ли мы убаюкали себя осознанием собственной гражданской — и водительской — законопослушности? Да, она общеизвестна. В интернете можно найти кадры искреннего удивления, к примеру, российских или украинских водителей. Знак «60» — и все белорусы едут ровно столько, ни километром больше. Знак «40» — и поток дружно притормаживает. На наших дорогах не буйствуют стритрейсеры из числа мажоров: у нас и термин такой не в ходу. «Обочечники» тоже крайне редки. Инспектора наши удивляют гостей. Как жителя Зеленоградского округа Москвы Владимира Новикова, чью угнанную «Мазду» на родине долго не могли найти, а у нас нашли практически сразу, как только машина пересекла границу.

Фото  Павла Чуйко.

И все же. Помним и бывшего врио начальника ГАИ Барановичского района, который в ноябре 2016–го сбил женщину, и начальника Столинского РОВД, который в апреле этого года попался пьяным за рулем. С ними поступили строго — по закону.

Но сейчас речь о других водителях, к которым закон или слишком мягок, или вовсе не писан. Ведь чтобы со скоростью 140 км/час лететь практически по центру города (как это сделал брестчанин 1986 года рождения, работающий водителем у частного предпринимателя), надо иметь такую привычку!

В одном случае — опытный водитель, в другом — новичок. Результат один: искореженный металл, изломанные судьбы. Статистика, между прочим, подтверждает, что неопытные водители отнюдь не лидируют по числу ДТП. 85 процентов аварий совершают опытные, уверенные в себе шоферы со стажем от пяти до пятнадцати лет, на новичков приходится лишь 15 процентов ДТП.

Тем не менее полезно присмотреться к опыту соседей. В МВД Украины, скажем, первое водительское удостоверение будет выдаваться лишь на два года. Если в течение этого времени человек не допустит серьезных нарушений, то получит постоянные права. Если нарушит — должен будет заново учиться, сдавать теорию и практику и, конечно, опять за это платить. Этот подход успешно практикуется в некоторых европейских странах.

Вероятно, новация и нам была бы интересна. Впрочем, в белорусской милиции, в ГАИ, в законодательных органах достаточно специалистов, чтобы оценить полезность чужого опыта. Но, не посягая на их квалификацию и полномочия, очень хочется им помочь. Потому что каждый из нас рискует оказаться на пути какого–нибудь лихача или новичка. Как лишить их права на ошибку? В футболе, например, за желтой следует красная карточка: за повторное нарушение игрок удаляется с поля уже без предупреждения. Может быть, и на дорогах ввести аналогичное правило? Совершил три, пять серьезных нарушений (каждое из которых ГАИ фиксирует) — получи предупреждение. В виде, скажем, лишения прав на месяц–два. Для начала. Потом посмотрим.

Каждый лихач задумается. Ведь мы без машины (или без прав, что одно и то же) как без рук. Тогда, глядишь, и чужие руки, ноги, вообще здоровье и жизнь будут в большей сохранности.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter