Как дисквалифицированные белорусские штангисты готовятся к участию в чемпионате мира

Тяжелые, на подъем

Когда-то в зале тяжелой атлетики в спортивном комплексе “Стайки” на двери был звонок. Попасть в гости к богатырям можно было, лишь нажав на кнопку и дождавшись разрешения, а лучше было и вовсе договариваться заранее. Чтобы избежать неловких ситуаций. Сегодня открыта даже вторая дверь с обратной стороны здания. Через нее недавно в гости к штангистам и нагрянули допинг-офицеры. Вошли без стука, представились и попросили всех приготовиться к процедурам. В прежние годы подобный визит мог сойти за ЧП и вызвать переполох в рядах атлетов. Сегодня вызывает лишь улыбки и шуточки вполголоса. Антидопинговые офицеры (к слову, не местные) просят их не фотографировать, спортсмены в перерывах между подходами к штанге по одному идут сдавать тесты, а старший тренер мужской сборной Виктор Шершуков рассказывает, как самая скандальная белорусская сборная готовится к предстоящему чемпионату мира. Первому с момента наступления в тяжелой атлетике новой эры.
Виктор Шершуков

Чемпионат мира в Ашгабате стартует в первый день ноября. Молодежный чемпионат Европы — на две недели раньше, при этом белорусские штангисты, в прошлом году оказавшиеся под санкциями из-за перебора положительных допинг-проб (более 20 начиная с 2008 года!), готовятся выйти на помост. Сначала Шершуков с молодежной командой отправляется в Польшу:

— Все девять сборных, которые были дисквалифицированы год назад, “выходят на свободу” 20 октября. А 18-го наша молодежная команда отправляется на чемпионат Европы: соревнования там начинаются как раз 20-го, так что пока расселимся и аккредитуемся — сможем выступать. Турнир в этот раз объединенный: я везу сразу 13 человек в двух возрастных категориях. А в “Стайках” останутся те, кто готовится к чемпионату мира. 

С чемпионата Европы Шершуков амбициозно обещает привезти медали и рассчитывает завершить турнир на первом командном месте в категории до 20 лет. Вопрос принципа: иначе разговоров об “очищении” и истинных возможностях белорусской молодежи не избежать. Со взрослым чемпионатом мира и тем более предстоящей Олимпиадой все выглядит сложнее. Несмотря на завершение дисквалификации и буквально прописавшихся в “Стайках” представителей ВАДА, у Беларуси по-прежнему остается лишь две квоты. Одна мужская и одна женская. У девушек альтернатив пока не очень много: дисквалификации проредили команду, и выбирать Валентину Короткину предстоит фактически из двух спортсменок. У ребят внутренний отбор, по словам Шершукова, обещает оказаться едва ли не более серьезным, чем борьба за олимпийские медали:

— Есть надежда, что в итоге у нас окажется больше мест на Олимпиаде. Представители России и Казахстана, оказавшиеся в такой же ситуации, как и мы, пытаются бороться за увеличение квот, и если у них получится, наше представительство также может увеличиться. 

Тренеры убеждены: килограммы, позволяющие претендовать в Токио на медаль, потенциально способны поднять как минимум пятеро белорусских штангистов. Глядя на количество блинов на грифах в стайковском зале, в это охотно верится. Хотя в действительности однозначного прогноза в этом отношении не сделает сегодня ни один эксперт. Во-первых, громкие допинговые скандалы и угроза исключения вида спорта из программы Олимпиад дали отсчет новой эре в тяжелой атлетике. Даже сами тренеры признают, что после включения в запретный список целого ряда препаратов методики подготовки и восстановления спортсменов пришлось серьезно пересматривать. Как это скажется на результатах, по убеждению Виктора Шершукова, сможет показать лишь чемпионат мира. Но даже результаты в Ашгабате не станут ориентиром при планировании наград в Токио. Во-вторых, в штанге сменились весовые категории, обнулив мировые рекорды, перемешался состав соперников, а попутно до неузнаваемости преобразилась система отбора на Олимпиаду. Все это заставляет тренеров работать, как в тумане, но оптимизма Шершуков не теряет:

— У нас есть очень хорошая молодежь. Евгений Тиханцов в 19 лет поднимает вес на уровне тройки сильнейших в мире. На молодежный чемпионат Европы он едет только за победой, но и на чемпионате мира может пошуметь. Интересно, что долгое время Женя был никому не нужным “камээсом” в Мозыре, пока мы не вытащили его в сборную. Геннадий Лаптев, 18-летний Игорь Лозко и Эдуард Зезюлин также выигрывают внутренние старты и способны за два года вырасти в очень сильных атлетов.

Эдуард Зезюлин.
Фото Александра Стадуба

  Зезюлин — это тот 19-летний парень, что превзошел Андрея Арямнова. Причем дважды. Первый раз — еще в минувшем апреле, когда переписал юниорский рекорд страны. Второй — буквально пару месяцев назад, когда на Кубке Беларуси победил олимпийского чемпиона уже в очной борьбе. Подняв аж на 15 килограммов больше. Здесь, правда, стоит вспомнить, что сам Арямнов в сборную еще формально не вернулся (лишь получил возможность тренироваться вместе с командой и выступать на соревнованиях), готовиться начал недавно, да и сезон нынешний рассматривает как эксперимент над организмом. Уже само появление скандального олимпионика на помосте — событие, в серьезность которого многие, откровенно говоря, до сих пор не верят. Андрей не спорит и просто поднимает штангу, всем своим видом показывая, что намерен начать жизнь с чистого листа.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter