В Минске прошел первый экзамен на право вождения мощных мотоциклов

Тяжелые мотоциклы не терпят легкого отношения

Мотоциклисты не дают горожанам житья ревом моторов своих машин и лихачеством на дорогах. На эту беду наших улиц «СБ» не раз обращала внимание. Мы настаивали на том, что допуск к управлению самой опасной категорией мототранспорта — машинами с объемом двигателя более 125 кубических сантиметров — должен даваться только после придирчивого экзамена. И вот первый из них состоялся. В Минской ГАИ приняли экзамен на право вождения мощных мотоциклов. Желающих получить заветную категорию «А» было 14. Возраст — от 30 и старше. Все водители легковых машин, теперь также прошедшие переподготовку и в мотошколе. За тем, как испытывали курсантов, наблюдали журналисты «СБ». Кроме положительных сдвигов в деле обучения мотоциклистов, мы отметили и ряд проблем, которые все еще не решены.



На площадке — HORS, объем двигателя 160 кубиков. На этом мотоцикле курсанты обучались, на нем будут и сдавать. Витю кто–то по–дружески хлопнул по плечу: «На удачу!» И Витя, надев шлем, покатил выполнять первое упражнение. Их четыре — «восьмерка», габаритный круг, колейная доска и «змейка». Время не ограничено.

Молодой человек шел уверенно, грамотно наклоняя байк то влево, то вправо. Экзамен он сдал, как и еще восемь человек. Остальным на дорогу оказалось рано, говорит принимающий инженер–инспектор Олег Каешко:

— Этот ногу снял с подножки, равновесие не удержал, тот на бордюр выскочил, не рассчитал скорость. Достаточно ли этих упражнений, чтобы понять, готовы ли люди ездить? Вполне. К примеру, по «восьмерке» видно, как человек держится на маленькой скорости в ограниченном пространстве. В прошлом году из сдающих на категорию «А1» многие вообще мотоцикл видели впервые и такое тут вытворяли... Бывало, крутанут газ и несутся, а мы — за ними, чтоб никуда не въехали.



Счастливая девятка получит права в течение пяти дней. Наблюдавший за приемом замначальника межрайонного экзаменационного отдела городской ГАИ Владимир Свиридович говорит, что эти молодые люди подошли к обучению добросовестно: «Это очень хорошо, что будущих мотоциклистов заставили, скажем так, сесть за парту. Теперь если открыта категория «А1», то через два года «А» открывается автоматически. То есть когда уже есть некий опыт. Новички же смогут получить права поэтапно: открыв категорию «А1», сдав практику, а после, два года отъездив на легком мототранспорте, пересесть на тяжелый. Водители автомобиля откроют «А1» только после практического экзамена, а через два года также автоматом получат категорию «А». Для желающих сразу сесть на мощный транспорт обязательны переподготовка и практический экзамен».

Признаться, я бы заставила учиться со сдачей практики, а иногда и теории даже тех, кто собирается водить легкий мотоцикл. С другой стороны, есть и мотоциклисты, нарушающие правила не от их незнания, а просто потому, что захотелось показать свою крутизну. А на самом деле — дурь. И прут без глушителя вместо 70 километров в час со скоростью 150, 160. Мчатся на красный, между полос, между машиной и бордюром, хотя расстояние всего метр. Это не просто нервирует других водителей, это опасно. А если еще гонщик неопытный... Кстати, о необходимости более жестко разграничивать категории, обращать внимание на водительский стаж и обязательную подготовку еще года три назад говорили и сами байкеры. Тоже уставшие от лихих неумех, то и дело пополняющих печальную статистику ГАИ.



Или вот еще момент, на который обратили внимание и мои собеседники. Откатал человек 18 часов учебной площадки, права получил и впервые оказался в городе. И теперь перед ним реальная дорога со знаками, разметкой, многополосными перекрестками и пешеходами... Думаю, вопрос к разработчикам программ обучения будет нелишним: вероятно, возможность почувствовать город курсантам нужно дать еще на занятиях?

Новичка на дороге определю сразу, говорит инженер–инспектор МЭО Артем Гайданович, который также практикует мотовождение: «Он, к примеру, садится на расстоянии вытянутой руки от руля. Хотя чем ближе к баку, к рулю, тем более управляемым будет транспорт. Так вот на курсах объясняют, как правильно держаться, безопасно входить в повороты, объезжать препятствия. Нюансов много, и сам человек вряд ли о них догадается. Самое же страшное, что может быть, это когда неопытный водитель на тяжелом байке пытается показать, как он крут, проявляет агрессию на скорости. А показывать себя нужно в умении безопасной, обдуманной езды».



Артем как практик признается, что тех упражнений, которые отрабатываются по программе сейчас, недостаточно: «Курсанты набивают руку на «восьмерке» и прочих, а появись что–то новое, не знают как быть. Что касается занятий в городе — это риск. Хотя их можно ввести для желающих открыть категорию «А» при наличии «А1». Но опять же ради экзамена люди проедут великолепно, а потом? Вдруг им захочется адреналина? Однозначно с лихачами нужно быть строже. Я бы предложил за неоднократное нарушение правил ввести пересдачу на свою категорию. Полагаю, тогда многие бы задумались».


Олег КаешкоВладимир Свиридович

ЦИФРА

На начало этого года на учете в ГАИ МВД состояло 413.257 мопедов и мотоциклов разной мощности. Пять лет назад эта цифра составляла 345.316.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 85 (24967). Пятница, 6 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter