«АМКОДОР» разработал новые модели импортозамещающей техники и локализовал создание критических комплектующих

Тяжеловесы лесной отрасли

Производительность всего лесопромышленного комплекса зависит от наличия современной и надежной техники. Чтобы обеспечить отрасль качественными белорусскими машинами, «АМКОДОР» проводит серьезную работу по импортозамещению. Взамен зарубежных на предприятии создана широкая линейка отечественных узлов и агрегатов, в том числе тандемных мостов, что позволило компании стать третьим производителем в мире аналогичной продукции.

Процесс сборки отечественного манипулятора для форвардера.

Ставка на своё

Сегодня ни один производитель машин для лесопромышленного комплекса не имеет такой глубины локализации, как «АМКОДОР». Работа по импортозамещению проделана значительная: спроектированы и запущены в производство совершенно новые для нашего машиностроения комплектующие. 

Многие мировые производители, отмечает генеральный директор ОАО «АМКОДОР» — управляющая компания холдинга» Андрей Яроцкий, используют свою металлоконструкцию, а комплектующие — различных производителей: мост немецкий, манипуляторы и рабочее оборудование финское, контроллеры датские:

— Закладывая в конструкцию комплектующие недружественных стран, нужно быть готовым к тому, что из-за одного импортного контроллера стоимостью тысяча евро не сможешь производить машину стоимостью 600 тысяч евро. Это номерные детали, просто так их не купишь. Мы взяли курс на локализацию, то есть практически все элементы, особенно критически важные, проектируем и производим самостоятельно. 


Яркий пример такого подхода — тандемный мост. Это один из ключевых элементов лесной техники. Его уникальная конструкция позволяет эксплуатировать машины в тяжелых условиях сложнопересеченной и заболоченной местности. Еще недавно тандемные мосты выпускали всего две компании в мире. Конкретно на лесные машины — одна, в Германии, которая, по сути, являлась монополистом рынка. 

Руководитель рассказывает о том, как предприятию «АМКОДОР» удалось стать третьей компанией в мире, обладающей собственной конструкцией и технологией создания тандемных мостов:

— Мы единственные на постсоветском пространстве сохранили школу проектирования и развили у себя компетенции по производству данных элементов трансмиссии. Наши конструкторы активно включились в эту работу и в кратчайшие сроки их спроектировали, изготовили опытные образцы и запустили мелкосерийное производство. Тем самым удалось восстановить всю ходовую часть машины и не допустить остановки производства. 

Заводу удалось в кратчайшие сроки спроектировать и запустить в производство совершенно новые для нашего машиностроения комплектующие.
Фото Алексея Вязмитинова

Коллективный Запад ошибочно полагал, что из-за санкций Беларусь полностью прекратит производство лесных машин, ведь опыт мировых автоконцернов показывал, что нереально освоить выпуск сложнейших узлов в сжатые сроки. Отказ финской компании-монополиста исполнить договорные обязательства и поставить манипуляторы — крановый механизм со специальным захватом для бревен — наши конструкторы восприняли как личный вызов. Даже не имея глобальных компетенций в производстве таких узлов, они смогли за девять месяцев спроектировать и изготовить опытные образцы первых белорусских манипуляторов для лесных машин. Сейчас завод выпускает уже семь моделей манипуляторов!

Деньги — в дело

Сегодня на предприятиях холдинга производится 23,7 тысячи наименований продукции, из которых 135 — модели и модификации специальных машин. Пожалуй, самая наукоемкая продукция машиностроения — техника для лесопромышленного комплекса. В линейке лесных машин компании более 20 моделей и модификаций: форвардеры, харвестеры, трелевочные машины, измельчители, мульчеры, погрузчики... 

На предприятиях «АМКОДОРа» выпускается 23,7 тысячи наименований продукции.

Лесозаготовительные машины — не просто рамные конструкции с набором комплектующих элементов, таких как двигатель, радиатор, мосты и кабина. Это сложное изделие с программным управлением, объясняет Андрей Яроцкий:

— Нужно не просто создать «железо», а научить его работать в нужном ритме. Все органы должны управляться из кабины джойстиками. Это колоссальный труд! За этот год полностью отладим все машины, допишем программы управления и доработаем свой контроллер. Контроллеры для погрузчиков мы и раньше делали, но для машин лесопромышленного комплекса — впервые. Опытная партия уже изготовлена и проходит испытания. Следующим этапом станет серийное производство.

Основными многоцелевыми машинами, способными выполнить самые сложные задачи на лесозаготовке, сегодня стали харвестеры и форвардеры. Харвестер обхватывает ствол огромными ножами, пильные шины срезают дерево практически под корень, ствол протягивается и очищается от сучков и коры, а затем те же пильные шины отрезают части ствола того размера, который задан оператором. Все автоматизировано! Машина уникальна тем, что заменяет практически бригаду рабочих. 

Главный механизм харвестера — харвестерная головка, которой оператор управляет с помощью компьютера из кабины, приводя ее в движение гидравлической системой. «АМКОДОР» изготовил свою первую харвестерную головку. Она уже прошла испытания, ведутся работы по запуску ее в мелкосерийное производство. 

Техника для лесопромышленного комплекса — самая наукоемкая продукция машиностроения.

Другой титан лесозаготовки — форвардер — занимается вывозом леса. Серийное производство этих машин «АМКОДОР» полностью восстановил и активно увеличивает объемы выпуска. Именно для наращивания мощностей производства компонентной базы машин лесопромышленного комплекса и реализации импортозамещающих проектов Россия выделила компании около 150 млн долларов.

Чтобы не потерять нишу, мы освоили выпуск тандемных мостов на тех мощностях, которые предназначались для производства погрузчиков, — обращает внимание Андрей Яроцкий. — Все технологии отработали на мелкосерийном производстве. Экономический эффект от проделанной работы оказался выше всех ожиданий. Пришло время выходить на следующий уровень. Финансовая поддержка со стороны России позволит привлечь дополнительные мощности, чтобы вернуть производственную программу по погрузчикам и нарастить объемы выпуска элементов трансмиссии на новых линиях.

Речь идет о создании нескольких высокотехнологичных производств. Самый наукоемкий проект с объемом инвестиций около 130 млн долларов — в Минске. Его реализация позволит закрыть все имеющиеся и перспективные потребности нашей техники в элементах трансмиссии. Второй проект — в Логойске, где существующий завод полностью перестраивается для увеличения объемов выпуска лесных машин. Третий проект реализуется в Дзержинске. Там организовывается производство импортозамещающих манипуляторов до 600 единиц в год, пока только для машин лесопромышленного комплекса. Однако направление намерены развивать, чтобы в будущем освоить производство рабочих органов и для телескопических погрузчиков. 

Наши конструкторы смогли спроектировать и изготовить опытные образцы первых белорусских манипуляторов для лесных машин.

— Проект в Дзержинске активно реализуется, оборудование законтрактовано, все строительно-монтажные работы на финишной прямой. Вскоре ожидаем открытия финансирования, чтобы начать поставку станков, — поделился планами гендиректор. — Реконструируя и модернизируя наши заводы, мы меняем философию промышленных предприятий, создаем высокопроизводительное пространство, рабочие места мирового уровня. Это будет не типичная для нашего представления заводская среда. 

Новым моделям быть!

Все предприятия холдинга интегрированы в единую технологическую цепь. Каждый участник специализируется на выпуске конкретных машин, узлов и агрегатов для всех заводов компании. Благодаря слаженной работе постоянно разрабатывают новые модели техники и совершенствуют существующие. Сейчас белорусские конструкторы трудятся над мини-техникой для рубок ухода. Это последний сегмент в линейке лесной техники, которого не хватало у отечественных производителей, чтобы обеспечить полную механизацию лесозаготовительных работ. Маленькие харвестер и форвардер компания представит в свой день рождения 1 февраля, анонсировал Андрей Яроцкий:

— По номенклатуре выпускаемой продукции для нужд лесопромышленного комплекса сегодня мы занимаем третье место в мире. С запуском в производство двух новых моделей выйдем на первое.
Все предприятия холдинга интегрированы в единую технологическую цепь, где каждый участник специализируется на выпуске конкретных машин, узлов и агрегатов.

Такого модельного ряда машин для лесопромышленного комплекса нет ни у одного производителя. По технологичности наша техника не уступает образцам компаний, ушедших с рынка Союзного государства. При этом по цене она доступнее. Главный вопрос сейчас — запасные детали и сервис. Поломки и износ ведь никто не отменял, особенно когда речь идет о технике, работающей при сверхнагрузках. Производя все сами, из сырья, мы можем смело гарантировать клиентам, что все комплектующие к нашим машинам всегда будут в наличии. 

Комплексная модернизация проходит практически на всех заводах холдинга. Обновление основных фондов и расширение производственных мощностей позволит достигнуть практически стопроцентной локализации производства машин лесопромышленного комплекса в рамках Союзного государства. Это исключит зависимость от зарубежных производителей комплектующих. Уже сейчас процент локализации ключевых моделей техники составляет 95—98 процентов. Причем около 80 процентов комплектующих, в том числе трансмиссии, рамные конструкции, рабочие органы, кабины, аккумуляторные батареи, гидравлические элементы и элементы электронного управления, производятся на собственных предприятиях холдинга «АМКОДОР». 

Уникальная окрасочная линия обеспечивает безупречный внешний вид выпускаемой продукции.

Объем производства за 2022-й — около 250 млн долларов. В этом году запланирован темп роста не ниже 25 процентов. Говоря о планах на ближайшую перспективу, Андрей Яроцкий ставит задачу в течение трех-пяти лет полностью овладеть технологическими процессами производства всех элементов, даже тех, что сегодня еще закупаются в дружественных странах:

— Когда технологическая цепочка от сырья до готового изделия полностью сосредоточена внутри одной компании, вся добавленная стоимость остается в ее распоряжении. Эти средства пойдут на техническое переоснащение, улучшение условий труда заводчан и развитие других важных направлений машиностроения.

До санкционного кризиса «АМКОДОР» был седьмым в мире по объемам производства машин лесопромышленного комплекса в денежном выражении. Благодаря созданию собственной компонентной базы в ближайшие несколько лет он имеет все шансы стать номером один и по номенклатуре, и по объемам производства, и по глубине локализации. 

gorbatenko@sb.by

Фото SB.BY

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter