Тяжело в учении.На дорогах — не проще

Почему только один из трех курсантов автошколы сдает на права с первого раза?В прошлом году 66 автошкол республики приостановили набор в учебные группы. Причины разные: неисправная или изношенная техника, неправильное ведение документации, нарушение санитарных норм...— Мы непрерывно ведем проверки, — рассказывает заведующий отделом безопасности движения на транспорте БелНИИТ “Транстехника” Михаил Свистун. — То обнаруживаем, что у мастера в документах уже записаны занятия на три дня вперед — мол, его курсанты уже отъездили. То машины оказываются такими старушками, что просто невозможно обучать вождению! От таких недочетов напрямую и страдает качество подготовки водителей.По данным ГАИ, сегодня на первом экзамене проваливается более 60 процентов курсантов...
 Мнение эксперта

Инструкторы слишком мало зарабатывают, а ученики недостаточно прилежны
В Центральном совете ДОСААФ считают, что одна из главных проблем при подготовке учащихся автошкол — это недостаток автодромов, необходимых для отработки самых сложных элементов вождения (парковки, эстакады и так далее). Число площадок давно не меняется, а вот количество желающих сдать на права постоянно растет. В 2007 году таких охотников набралось 137 тысяч, а в прошлом — уже 153 тысячи человек.
— Увеличилось и количество автошкол, — говорит заместитель председателя Центрального совета ДОСААФ по подготовке специалистов массовых технических профессий Николай Климович. — К примеру, в столице лет десять назад их было 25, а сегодня работает 51. А ведь программа по подготовке водителя категории “В” рассчитана на сорок часов, из которых одиннадцать приходится на автодромы. Нагрузка на эти объекты значительно увеличилась. Чтобы построить новый автодром, нужны очень большие средства. Автошколам это не по карману.
Некоторые учебные заведения пробуют закрыть брешь, закупая автотренажеры. Однако стоимость такой техники (от 7 до 75 тысяч долларов) тоже кусается.
— Кроме того, у нас есть проблемы с инструкторами по вождению, — продолжает Николай Климович. — Работа это нелегкая, ведь мастер должен быть и водителем, и педагогом, и психологом. Он встречается за день с пятью разными характерами, под каждый из которых нужно подстроиться.
Зарплата инструктора оставляет желать лучшего: обыкновенный водитель получает миллион рублей, а мастер автошколы в райцентре зарабатывает 400—700 тысяч. Инструктор по вождению АКПП конечно более востребован и получает намного больше, но это профессионалы высокой школы. От работника этой специальности в Министерстве труда и социальной защиты требуют диплом об окончании вуза или среднего специального учебного заведения, к тому же стаж вождения новоявленного мастера должен быть не менее трех лет.
Инструкторов не устраивает прилежность учеников. Многие потенциальные водители полагают, что учеба заканчивается сразу после того, как они ее оплатили.
— Такие люди просто не понимают, что на экзамене в ГАИ халява не проходит, — говорит Николай Климович. — В свое время была такая практика: если человек три раза не сдает вождение в Госавтоинспекции, его отправляют отрабатывать восемь часов в автошколе. Это подстегивало начинающих автомобилистов — они старались сдать экзамен с первого раза. А сегодня усердия нет у трети учащихся.
Между тем специалисты отмечают, что женщины куда настойчивее и прилежнее в учебе, чем мужчины.
Проблема состоит и в том, что многие люди, получив заветные права, кладут их на полку. Эксперты-автомобилисты утверждают, что через год такому человеку нужно учиться заново. На Западе существует такая практика: выпускники автошколы получают временные права. С ними они ездят два года, а затем проходят аттестацию. Если испытание выдержано — они получают постоянное водительское удостоверение.

 Позиция ГАИ

В прошлом году 13 мастеров вождения сели за руль пьяными
А по вине автомобилистов со стажем вождения до года произошло 364 ДТП, в которых погибли 64 человека и 442 получили ранения. 46 ДТП были совершены начинающими водителями в состоянии алкогольного опьянения. На фоне общего количества дорожно-транспортных происшествий, а их 7175, это капля в море. Но...
— Существует другая, менее приятная статистика. С 2003 года процент несдачи экзамена по вождению в ГАИ с первого раза увеличился на 15 процентов, — рассказывает старший инспектор отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Юрий Краснов. — Теперь этот показатель равен 66 процентам!
— Пугает еще одна цифра, — говорит старший инспектор по особым поручениям отдела регистрации экзаменационной деятельности УГАИ МВД Беларуси Дмитрий Гаринович. — В прошлом году за руль в нетрезвом виде сели тринадцать мастеров (девять из государственных учреждений и четыре из частных). А один попался “под мухой” повторно! Сейчас мы совместно с БелНИИТ “Транстехника” ведем постоянную проверку автошкол. Работу некоторых приостанавливаем до тех пор, пока они не исправят недочеты.

 Водительские истории

Курсанты рассказывают о своих инструкторах
...25-летняя Анастасия проходила обучение в одной из минских автошкол. Инструктор постоянно предлагал ей заехать к нему домой. 40-летнего мужчину вовсе не стесняло то, что он женат и воспитывает двух сыновей. Между тем сотрудники ГАИ признают, что сексуальные домогательства со стороны инструкторов — обычная практика.
22-летний житель города Молодечно Михаил Амельянович сдал на права около года назад. Про своего инструктора он рассказывает со смехом, хотя смешного в его словах мало.
— В нашей автошколе были и хорошие инструкторы. Но мой оказался далеко не самым лучшим, — говорит Михаил. — Из 38 положенных часов мы отъездили в лучшем случае 20. Я регулярно подписывал 4—5 пустых бланков. Инструктор говорил, что мы потом отработаем занятия, но, понятное дело, мы ничего не отрабатывали.
— А почему вы не сообщили об этом руководству авто-школы?
— Зачем? Некоторые курсанты ездили еще меньше...
— Как инструктор объяснял отмену занятий?
— Обычно вождение у меня было утром, поэтому мне приходилось отпрашиваться с работы. Несколько раз я приходил, а инструктор говорил, что занятий не будет, мол, он приболел. Хотя от него несло винными парами после вчерашнего.

 Автошколы

Найти хорошего инструктора трудно, но можно
Нельзя говорить, что приведенные выше случаи характерны для всех автошкол страны. Хорошее учебное заведение можно отыскать не только в Минске, но и на периферии. Например, жодинская автошкола “Электрооптмир” — одна из лучших в Минской области как по уровню материальной базы, так и по уровню преподавания.
— Найти хорошего инструктора всегда трудно, — признает начальник автошколы Андрей Волчек, — однако у нас получается. Ни на одного из наших специалистов еще никто не жаловался. Я часто захожу в учебные классы и прошу курсантов высказать свои претензии. Пока что слышал только хорошие слова. Но и отрицать, что во многих автошколах существуют проблемы, бессмысленно. Инструкторами работают разные люди. Среди них есть и алкоголики, и даже потенциальные насильники. Но мы у себя таких не держим. Наши инструкторы держатся за свое место, они знают свое дело и знают, за что работают. Они — самые высокооплачиваемые в городе. А курсанты обучаются на хороших машинах — “Опель-Астра” 1998—2002 годов выпуска.

 “НГ” спросила Повезло ли вам с инструктором в автошколе?

Сергей Овчинников, автогонщик:
— В школе вождение у нас было предметом в УПК, там я научился управлять грузовиком. Вождение преподавал мой отец — человек спокойный, с чувством юмора, поэтому проблем у нас не было. Я прилежно учился, разве что иногда с друзьями в отсутствие инструкторов мы на грузовиках носились вокруг стадиона, как по ипподрому. Права на легковушку я получил, когда занялся автоспортом.
Оксана МЕНЬКОВА, олимпийская чемпионка:
— Меня учил самый лучший инструктор в мире. Валерий Петрович не то что не кричал на меня, он даже голоса никогда не повышал. Я тоже старалась его не подводить. Мы, спортсмены, люди упертые, поэтому трудностей с учебой не было. Хотя с некоторыми элементами у меня до сих пор проблемы. Очень волнуюсь, например, когда паркуюсь задним ходом.
Ирина Примина, журналистка:
— Инструктор постоянно ругался на меня матом. Если я чего-то не знала, он ничего не подсказывал. Говорил: поступай, как знаешь, ты же правила учила... Уроки вождения были кошмаром и отнимали очень много сил. Сначала я хотела поменять инструктора, а потом решила вообще не сдавать на права. Хотя до экзамена оставалось всего несколько занятий…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter