Разработка МТ-13 началась еще до Великой Отечественной войны. Главное артиллерийское управление объявило конкурс на создание оружия именно с таким калибром и дешевле в производстве, чтобы заменить 152-мм гаубицу. Но реализовать проект удалось только спустя два года.
В конструкторский коллектив, который находился в эвакуации при НИИ Наркомата вооружения, вошли Борис Шавырин, Георгий Ширенин, а после Иосиф Теверовский. Им удалось создать достаточно простое, легкое и, что самое важное, удобное в эксплуатации орудие.В отличие от остальных минометов, основанных на схеме «мнимого треугольника», инженеры применили способ «реального треугольника». На деле разница получалась существенной: между передней опорой и основанием устанавливалась упругая связь. Здесь же впервые в мировой практике начали использовать неотделяющийся колесный ход, что значительно облегчало транспортировку. Поэтому перемещать миномет на небольшие расстояния не составляло труда даже силами расчета. Большое внимание уделили и усовершенствованию системы заряжения. Ее изменили с дульной на казенную. Подача мины весом около 40 килограммов на высоту до трех метров без спецсредств была практически невозможной. Но специалисты нашли решение и разработали качающийся ствол: для закладки снаряда он с помощью рукоятки опускался горизонтально, а под весом снова возвращался в боевое положение. Это помогло устранить и главную проблему классических минометов — двойное заряжание. Позже это еще не раз поможет избежать гибели бойцов на поле боя, в чем убедились уже осенью 1944 года, когда разработка получила одобрение Иосифа Сталина и мощное оружие отправили испытывать на фронте.
Одними из первых новый миномет использовали в боях 8-я и 29-я отдельные тяжелые минометные бригады РГК в полосе действий 3-го Белорусского фронта. Где и проявил большое умение в руководстве тяжелой минометной бригадой генерал-майор Колотилов. Тогда он участвовал в операции по окружению немецкой группировки в районе населенных пунктов Лихтенфельд и Гросс-Хассельбург, за что был награжден орденом Красного Знамени.
29-ю отдельную минометную бригаду РГК после поступления на вооружение Красной армии 160-мм миномета преобразовали в тяжелую минометную бригаду. Как раз здесь начал свой боевой путь наводчик 160-мм миномета 4-го дивизиона младший сержант Владимир Кондрацкий. В боях на границе с Восточной Пруссией он действовал смело и решительно, за что был награжден орденом Красной Звезды. Это подтверждает запись в наградном листе Владимира (орфография сохранена):
«При прорыве обороны противника на рубеже Шешупа-Шеимена и при преследовании его 16—24 октября 1944 года наводчик Кондрацкий, несмотря на обстрел огневых позиций, вел непрерывный огонь по опорным пунктам врага, мужеством и стойкостью воодушевлял бойцов на новые подвиги.Младшего сержанта В. И. Кондрацкого 8 мая 1945 года принимают в партию.
Он разрушил дзот, уничтожил два станковых и два ручных пулемета, до 40 солдат и офицеров противника».
Новый миномет в годы Великой Отечественной войны морально подавлял гитлеровцев. Во время боев за Пройсс-Фридлянд, где солдаты использовали 160-мм миномет, немцы в панике начали оставлять город.
И неудивительно, выстрелы МТ-13 были глухими, мина по крутой траектории взлетала очень высоко, а затем почти отвесно падала вниз. При первых же разрывах гитлеровцы были уверены, что их бомбит авиация, и подавали сигналы воздушной тревоги.
МТ-13 стал самым мощным средством разрушения и удерживал эту позицию вплоть до 1950 года. Похожего оружия не было ни в одной армии мира. Поэтому 160-мм минометы применялись во всех боевых операциях завершающего этапа Великой Отечественной войны.КАРТОЧКА ЭКСПОНАТА
Тактико-технические характеристики:
♦ Калибр — 160 миллиметров
♦ Начальная скорость мины — 245 метров в секунду
♦ Вес в боевом положении — 1170 килограммов
♦ Скорострельность — 3 выстрела в минуту
♦ Дальность стрельбы — 5100 метров
♦ Вес мины — 40,9 килограмма
СПРАВКА «СБ»
Опытный образец миномета, который получил индекс МТ-13, изготовили на Урале в начале 1943 года и направили для показа в Москву. 17 января 1944 года 160-мм миномет приняли на вооружение Красной армии. Его производство наладили на Тульском машиностроительном заводе № 535. Всего за время Великой Отечественной войны было выпущено 720 экземпляров. Сейчас один из них находится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиционном зале «Дорога войны».
Ирина ЛУКАШИК.
lukashik@sb.by
Анастасия САВЕЛЬЕВА, младший научный сотрудник отдела вещевых источников фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.