Тяжелая ноша легкой промышленности

Президент провел в Жодино совещание по проблемам легкой промышленности
Жодино и БелАЗ — для нас практически слова–синонимы. Хотя со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что в повседневной жизни мы гораздо чаще сталкиваемся, например, с продукцией местной швейной фабрики «Свiтанак», чем с большегрузными автомобилями. Этот простенький пример показывает то несоответствие, которое было заложено еще в советские времена: безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности, а производство одежды, обуви — того, в чем человек нуждается в первую очередь, развивалось, так сказать, по остаточному принципу. «Так быть не должно, — заявил Александр Лукашенко на совещании в Жодино о состоянии и перспективах развития предприятий легкой промышленности, входящих в состав концерна «Беллегпром». — К концу пятилетки отрасль необходимо вывести в число передовых».

«Беллегпром» — это больше 100 предприятий, около 85 тысяч занятых, причем в подавляющем большинстве женщины. В концерне производится 80 процентов всей продукции легкой промышленности Беларуси. Понятно, почему для государства принципиально важно, чтобы отрасль процветала.

Нынешнее положение в легкой промышленности Президент довольно емко оценил, как только переступил порог выставки «Беллегпрома»: «Давайте вести сегодня принципиальный разговор, без показухи. Отрасль находится в глубокой яме». Цифр, констатирующих это, можно было найти сколько угодно даже на развешенных тут же плакатах, представляющих деятельность концерна. Я пометил для себя несколько наиболее, на мой взгляд, красноречивых. Легкая промышленность единственная во всей белорусской экономике до сих пор не вышла на уровень производства докризисного 1990 года. «Беллегпром» не выполняет половину из 12 прогнозных показателей. Склады большей части предприятий концерна переполнены, в «лидерах» «Ковры Бреста». Некогда гремевшая на весь Советский Союз фабрика сегодня не может сбыть годичный запас своей продукции. И т.д. и т.п. Впрочем, легпром — это та сфера, в которой буквально каждый человек может с уверенностью назвать себя специалистом, даже не располагая соответствующими статистическими показателями. Купить или не купить — вопрос, на который для себя самостоятельно отвечает покупатель в магазине, для производителя товара звучит абсолютно по–гамлетовски: быть или не быть?

Александр Лукашенко провел на сравнительно небольшой выставке почти два часа. Как придирчивый покупатель он досконально осмотрел все стенды и представленные на них одежду, обувь, галантерею, текстиль. Примерил белорусский пиджак и, кажется, остался не вполне удовлетворен кроем. Производителю спортивных костюмов посоветовал внимательнее следить за новыми тенденциями в мире. Хотя в целом, как уже на совещании заметил Президент, «вещи показали неплохие». Хороших слов удостоились производитель обуви «Марко», могилевская фабрика «Лента», предприятия по пошиву одежды из льна, наконец, упомянутый «Свiтанак». Но что касается сводной экономики концерна «Беллегпром», то здесь ситуация, по мнению Александра Лукашенко, крайне неудовлетворительная.

Председатель «Беллегпрома» Эдуард Нарышкин привел ряд объективных причин, осложняющих концерну существование. Изношенность оборудования. Ограничения по экспорту в Евросоюз. Дешевая рабочая сила в Индии и Китае. Более выгодные, по его мнению, условия, в которых находятся конкуренты из числа предпринимателей. Выслушав доводы докладчика, Президент тем не менее отметил недоработки самих предприятий белорусской легкой промышленности, их руководителей.

Одним из самых критичных на совещании был доклад Председателя Комитета государственного контроля Зенона Ломатя. За последние два года «Беллегпрому» была оказана государственная поддержка на 80 миллиардов рублей. Ее получило каждое третье предприятие концерна. Но условия господдержки были выполнены далеко не всеми. По этой причине Председатель госконтроля настаивает на более строгом отношении к оказанию помощи. О нововведении прямо вчера заявил Александр Лукашенко: деньги если и будут выделяться, то только с возвратом и под процент инфляции. При этом потребности и обязательства каждого предприятия будут рассмотрены по отдельности.

Конечно, никто не сможет заставить покупать товар, который не нравится, не подходит, не отвечает нашим запросам. Но нельзя не согласиться с требованием Президента: «Внутренний рынок должен быть насыщен качественными товарами отечественного производства».

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter