Тятя, тятя, наши сети притащили подлеца...

Секс, ложь и Интернет в новом спектакле Русского театра
Секс, ложь и Интернет в новом спектакле Русского театра

Перед премьерой спектакля «Пойманный сетью» актер Алексей Шедько то ли в шутку, то ли всерьез говорил о том, что «спектакля подобного содержания, качества и формы в афише театра еще не было». Действо, как и было обещано, получилось ярким — эдаким шоу в кислотных тонах MTV, но совершенно на грани здравого смысла. В чем несомненная заслуга английского хохмача Рэя Куни. Вот уж кому действительно по силам написать пьесу про пепельницу, фонарный столб или соковыжималку и продать ее во все театры мира.

Его пьесы переведены более чем на 40 языков. «Слишком женатый таксист» состоит в почетном списке 100 лучших пьес Великобритании ХХ века. Пьеса «N 13», та самая, которая подняла в свое время из руин бывший МХАТ, получила в 1991-м премию Лоуренса Оливье как лучший образец жанра. Английского комедиографа по праву считают у нас богом театральных касс. Стоит поставить его пьесу — сборы взлетают до небес, а директора театров из российских регионов, по легенде, даже покупают актерам за полученную выручку квартиры.

Те, кто хоть немного интересуется театром, знают, что режиссер «Пойманного сетью» Валентина Еренькова проповедует театр «синтетический». Она стажировалась в Центре театрального искусства в Швейцарии и даже у самого Марка Захарова в «Ленкоме». Потому логично, что от ученицы Марка Захарова, — заметьте, одной на весь наш театральный околоток — волей-неволей ждешь чего–то большего, чем постановки средней комедии положений.

Хотя это тенденция: наши режиссеры, попав в систему академического театра, идут на компромисс и работают с развлекательным материалом, думая, что кто–нибудь потом оценит эту жертву. И все это под привычную волынку: «Нет, ну что вы, зрителю серьезные спектакли не нужны, не приучен!» Так приучите! Возьмите плеть, как Карабас–Барабас, и приучите.

В общем, если в предыдущих работах Ереньковой за всей громоздкостью хоть улавливались отдаленные очертания какого–то поиска, эксперимента, то в новой работе весь «неформат» выхолощен, да и применить его, конечно же, в комедии положений некуда.

Сами авторы спектакля назвали «Пойманного сетью» гимном изобретательности во имя любви. Алексей Шедько играет двоеженца, морально запутавшегося таксиста. У него две семьи, две жены и два дома. Еще и двое детей — мальчик и девочка. Они–то и заваривают всю кашу, познакомившись друг с другом по Интернету. Дальнейшие два с лишним часа посвящены тому, как бы не допустить рокового свидания. Заканчивается все оперной арией в исполнении Шедько и хип–хопом влюбленной пары. Авторство их, как и вся музыка спектакля, естественно, принадлежит перу мужа режиссера, композитору Алексею Еренькову.

В общем, «Пойманный сетью» — это такой английский «Осенний марафон» в спринтерском режиме. Чистый, по словам Ереньковой, театр дель арте (commedia dell’arte) — комедия масок со всеми приметами — традициями народного фарса и буффонады карнавала. Поэтическая сторона выражена, как и положено в таком театре, в идеализированных образах «влюбленных».

Перед премьерой Еренькова призналась, что не устраивает кастингов, потому что точно видит своим режиссерским прицелом каждую роль и каждый типаж. Хотя, может быть, кастинги и не помешали бы. Ведь вполне возможно, что, собрав всех актеров вместе, вдруг становится ясно, что пресловутой «химии» между ними не возникает и нет ничего страшного в том, чтобы одного–двух исполнителей поменять. Все они в этом спектакле стремятся работать яркими масляными красками, не боятся выглядеть смешно или нелепо. Состав здесь, кстати, вполне звездный — кроме Шедько, в этой комедии заняты Андрей Захаревич, Оксана Лесная, Эмилия Пранскуте, Анна Маланкина, Александр Ткаченок, молодая актриса Елена Стеценко и дебютант Виталий Кравченко. Но выудить комический эффект из роли удается не всем.

Кстати, на премьеру собирались пригласить переводчика пьесы Михаила Мишина, подарившему зрителю все тексты Куни. Но по поводу гонорара все же не сумели договориться. «Мысленно он с нами», — заключила Валентина Григорьевна за несколько дней до премьеры, чем напомнила эпизод из захаровской же «Формулы любви»: «Папенька согласился!»

В коммерческий успех «Пойманного сетью» пока верится с трудом. На его фоне пинигинский «N 13» в уже не существующем Малом театре — недосягаемый стильный и дорогой блокбастер. В первую очередь потому, что сама пьеса гораздо слабее «N 13». Шутки уровня: «А что дядя Джон делает на полу?» — «А, это он умер» похожи на Хармса, но, это, к сожалению, не Хармс. Пьеса без трупа — деньги на ветер. На этом примере ясно видно: если без оглядки поддаться гипнозу авторской фантазии, к сожалению, могут получиться сумбур вместо музыки и суета вместо театра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter