Тянет ЕС в украинские недра

«ПОЧТЕННОЙ публике» предлагается благовидный фантик: Брюссель спит и видит, когда в Киеве осознают привлекательность и величие «европейских ценностей». Однако многие прекрасно понимают: Западу не нужна «невеста без приданого». Дешевой рабочей силы в Европе переизбыток, с лихвой хватает румын, поляков, прибалтов и граждан других стран Евросоюза. Зачем Старому Свету еще десятки миллионов «гастарбайтеров» с их проблемами?

Об истинных экономических причинах, заставляющих Брюссель заманивать Киев в «демократическую Европу»

«ПОЧТЕННОЙ публике» предлагается благовидный фантик: Брюссель спит и видит, когда в Киеве осознают привлекательность и величие «европейских ценностей». Однако многие прекрасно понимают: Западу не нужна «невеста без приданого». Дешевой рабочей силы в Европе переизбыток, с лихвой хватает румын, поляков, прибалтов и граждан других стран Евросоюза. Зачем Старому Свету еще десятки миллионов «гастарбайтеров» с их проблемами?

НЕКОТОРЫЕ эксперты уверяют, что Брюссель привлекает аграрный потенциал Украины. Поэтому так часто цитируют слова Леха Валенсы: «Мы должны будем сказать Украине, что она может производить все злаки для Европы, но взамен — никакого производства машин. Машины можно производить в Польше». То есть жаждущим сладкой европейской жизни вроде бы уготовят участь сельскохозяйственной провинции Старого Света. Но и это — либо от наивности, либо от нежелания признавать, что Евросоюзу некуда девать продукцию своих фермеров, им доплачивают за то, чтобы они не «перевыполняли планов», а тут еще новые аграрии… К тому же в украинское сельское хозяйство придется сильно вложиться, чтобы дотянуть его до европейского уровня — как с точки зрения технологий, так и по причине крайней запущенности инфраструктуры.

Промышленность Западу тоже не нужна — тем более что во многих случаях от бывших флагманов советской промышленности не осталось практически ничего. Передовые технологии? В Европе своих хватает, да и действительно востребованные украинские ученые уже давно на Западе.

Остается только один мотив: заполучить полезные ископаемые. О чем, собственно, может идти речь? На дворе не XIX век, когда всем был нужен уголь Донецкого бассейна. Добыча его, несмотря на еще не выбранные запасы, давно уже стала дотационной из-за сложностей технологического порядка — ныне многие донбасские шахты ушли в глубь более чем на километр, температура там постоянно держится на отметке 40—50 градусов выше нуля, условия работы просто невыносимые.

ИНТЕРЕСЫ Запада в другом. Практически в центре страны находится интереснейшая с геологической точки зрения структура — Украинский кристаллический щит.

Образования такого рода есть и в других местах планеты, например в Сибири, Гренландии, Скандинавии и Австралии. И всякий раз именно такие щиты служат своеобразным вместилищем ценных полезных ископаемых. Та же Скандинавия чрезвычайно богата редкими металлами, да и солидными месторождениями высококачественной железной руды отнюдь не обделена, Австралия известна своими золотыми россыпями и ураном.

Все это в той или иной мере присутствует и на территории Украины — в щите. Речь, к примеру, идет о Новоконстантиновском месторождении урановой руды в Кировоградской области, подготовка к освоению которого развернулась еще на закате советской власти. В октябре 2012 года правительство страны утвердило план освоения этой богатейшей подземной кладовой: намечалось вложить в общей сложности 6,52 миллиарда гривен, примерно 900 миллионов долларов, что немало для небогатой финансовыми ресурсами страны. Новоконстантиновское месторождение — крупнейшее в Европе и пятое в мировой табели о рангах. В 2011 году «Росатом» предложил Киеву создать на базе месторождения совместное предприятие. К этому объекту проявляют интерес США, Франция, Южная Корея и Казахстан. Весной 2013 года министр угольной промышленности и энергетики Украины Эдуард Ставицкий сделал громкое заявление о том, что его страна намерена наращивать производство урана.

Именно в это время Евросоюз принялся особо активно завлекать Киев в свои ряды — случайное совпадение? Есть в Украине и еще около полутора десятков мест, где можно наладить добычу этого радиоактивного элемента. Проходила информация о том, что едва ли не крупнейшее месторождение урана обнаружено в южном Донбассе, в районе города Докучаевск. Даже если эти сведения не подтвердятся, уран можно будет добывать из отвалов угольных шахт, которых в этом регионе огромное количество. Общие же запасы этого ценного металла в республике равны приблизительно 130—250 тысячам тонн, примерно один-два процента от общемировых.

Имеются также очень неплохие запасы тория — металла, который может в недалеком будущем составить конкуренцию урану в качестве топлива для АЭС, по крайней мере это уже делается в Индии. Однако в большинстве своем торийсодержащие минералы залегают либо у побережья, либо под дном Азовского моря, что делает их добычу трудноразрешимой задачей с точки зрения охраны окружающей среды.

Присутствует в Украине и золото. По данным западных экспертов, его запасы оцениваются в 3200 тонн.

Мало того, в Украине есть и платина: пока обнаружены сравнительно небольшие ее запасы, вперемешку с родием и рутением. На побережье Азовского моря, на косе Обиточной, еще в пятидесятые годы прошлого века изыскатели находили самородную платину, что указывает на возможное наличие ее месторождений под дном. Похожие находки были сделаны в семидесятые годы в районе реки Южный Буг, появлялись сообщения о находке залежей драгоценных металлов под Севастополем, а также в других районах Крыма.

В Украине неплохие запасы железной руды. Этот вид полезных ископаемых присутствует в Запорожской области в количествах, если верить части источников, сопоставимых с Криворожьем. Речь идет о так называемом Белозерском железорудном бассейне. Содержание самого нужного человеку металла в тамошней руде держится на уровне 40—60 процентов, очень неплохой показатель. В Приазовском железорудном бассейне залегает примерно пять миллиардов тонн руды, одно из его месторождений находится неподалеку от российской границы, чуть западнее промышленного центра Мариуполь.

Из черных металлов в республике присутствует в изрядных количествах марганец. В частности, месторождением этого ценного и дефицитного металла чуть южнее Запорожья заинтересовались китайцы в лице компании «Хубэй индастриал групп», пообещавшей вложить в законсервированную шахту примерно миллиард долларов. Еще бы, содержание марганца там очень и очень высокое, как рассказывают местные жители, в восьмидесятых годах водопроводная вода в поселке на этом руднике часто окрашивалась в розовый цвет из-за присутствия в ней солей этого металла. Непонятно, что заставило власти признать шахту нерентабельной в середине девяностых, за десять лет до этого она считалась объектом всесоюзного значения, газеты регулярно помещали материалы о перспективном предприятии.

Еще в советское время эксперты заверяли, что Украинский кристаллический щит сходен по своему составу с южноафриканским и сибирским собратьями. Намек для понимающих: там должны быть алмазы.

Первичные работы по поиску камней были начаты еще в пятидесятые годы, но об этом в ту пору было мало кому известно. Советское правительство понимало, что малейшая утечка информации может привести к недопониманию в обществе: зачем ехать добывать алмазы за тысячи километров в сибирскую глушь и трескучие морозы, если они находятся буквально под боком. Первые 198 алмазов были найдены в 1999—2000 годах в Приазовье, на кимберлитовой трубке вблизи села Коларовка, основанного в годы правления Екатерины II беженцами из Болгарии. Согласно оценкам западных специалистов, продуктивность трубок составляет примерно один карат на сто тонн породы. Кроме того, «каратники», как любят выражаться «новые русские», обнаружены и в районах Среднего Поднепровья, Донецкой складчатой области и Скифской плиты. Понятно, что сведения об этом не могли пройти незамеченными, на юго-востоке Украины уже побывали посланцы знаменитой южноафриканской алмазной компании «Де Бирс».

ВОЗНИКАЕТ логичный вопрос: почему же Киев, имея такие немалые богатства, так и не занялся их разработкой? Ведь это могло стать серьезным подспорьем в развитии экономики. Ответ довольно прозаичен — виной тому хозяйственная неразбериха. Происходило все следующим образом: власть создавала компании для разработки месторождения, через некоторое время, при содействии опять же властных структур, возникали другие, и конкуренты попросту не давали друг другу работать. В результате все бросали и принимались ждать чуда в лице иностранного инвестора. Но только, как привыкли выражаться досужие украинские журналисты, не «злого российского дядю».

Вот они, истинные экономические причины, заставляющие Запад упорно тащить Украину «в демократическую Европу».

Здесь — интересы Соединенных Штатов, Франции, чья зависимость от ядерной энергетики будет только расти, а также Германии, проявляющей повышенный интерес к украинским недрам.

Разумеется, Евросоюз хочет «оторвать» Украину от России по соображениям политическим. Однако альтруизмом здесь и не пахнет. Здесь пахнет «большими деньгами», а потому Брюссель сделает все возможное, чтобы наши соседи стали «государством, исповедующим демократические европейские идеалы». А потом — примитивным поставщиком сырья. Не думаю, что большинство протестующих на Евромайдане об этом подозревают — им не говорят «лишнего», уверяя, что демонстранты бьются за светлое будущее своей Родины…

Дмитрий МЕЛЬНИКОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter