Ты у меня одна

Каждый четвертый белорусский ребенок, появившийся на свет в 2005 году, родился в неполной семье За последние двадцать лет наше общество радикально изменило свое отношение к матерям-одиночкам. В пору юности нынешних бабушек их осуждали и клеймили позором. В наши дни все чаще отзываются уважительно: “Молодец, не побоялась!”

— Количество матерей-одиночек растет и будет расти, это общемировая тенденция, — утверждает столичный семейный психолог, психотерапевт Ольга АНДРЕЕВА. — Некоторые из решившихся родить без мужа женщины уверены в себе и готовы нести всю ответственность за воспитание ребенка. Другие находятся в плену социального стереотипа: “каждая женщина должна родить ребенка”. Чаще всего они инфантильны и рассчитывают на поддержку родственников и помощь государства.
Вторая причина увеличения числа одиноких матерей носит местный характер: белорусские девушки разочарованы в белорусских мужчинах. Они поголовно хотят выйти замуж за иностранцев, потому что соотечественники в их глазах девальвированы. Интересного, непьющего, не стремящегося непременно доминировать над женщиной мужчину в Беларуси еще поискать надо. Я знакома с молодыми и привлекательными девушками, которые получают мужское внимание, но оно им не интересно. Они строят свои планы на жизнь, не включая в них мужчину.

(Окончание на 7-й стр.)

Заинтересованность в браке падает не только в Беларуси, но и во всем мире. Европейские женщины среднего класса предпочитают родить без мужа, нанять персонал по уходу за ребенком и спокойно делать карьеру. Мужчина некоторыми современницами рассматривается как помеха в профессиональной реализации.
— Тем не менее большинство одиноких матерей не гордятся собственным статусом...
— А гордиться нечем! Вообще, гордость — чувство не позитивное, сложное, в котором соседствуют радость и злорадство. Оно не выглядит органичным у нормального человека с устойчивой самооценкой.
Люди с устойчивой самооценкой умеют уважать свой собственный выбор. А некоторые матери его стесняются, потому что сами находятся под влиянием общественного мнения. Общество, правда, уже не клеймит одинокую мать ярлыком безнравственной женщины, но до сих пор у нас принято считать, что женщина, не создавшая полную семью, — неудачница. Страх выглядеть неудачницей часто довлеет над матерями-одиночками. Причем многим из них фантазия подсказывает более ужасные слова, чем те, которые реально могут прийти в голову окружающим.
— Можно ли однозначно утверждать, что полная семья для ребенка лучше, чем неполная?
— Благополучная полная семья лучше: социальный опыт растущего в ней ребенка более многогранный, ведь он видит модели поведения мужчины и женщины. Это важно и мальчикам, и девочкам. Если девочка вырастает с мамой, которой не повезло найти достойного мужчину, и она, обобщая свой опыт, обесценивает весь мужской пол в глазах дочери, та, скорее всего, повторит ее судьбу. Если мальчик растет с одной мамой, для него может быть сложной социализация в мужском сообществе. Оно иерархично, и мальчик, общаясь с отцом в семье, учится подчиняться, быть вторым и не страдать от чувства ущемленности. Если он растет у женщин, которые его балуют, то вряд ли найдет себе место среди мужчин — ему захочется всегда быть первым, а первых мало.
Надо быть очень мудрой и образованной женщиной, чтобы воспитывая ребенка в одиночку, научить его входить в иерархию и находить в ней баланс, дать понимание того, что мужчины и женщины разные, но с ними можно ладить. И что гендерные роли продиктованы обществом, а не биологическими особенностями представителей разных полов. Это целое искусство.
— Некоторые психологи советуют найти близкого мужчину — дядю или дедушку ребенка — и на этом примере объяснять маленькому человеку, что такое мужчина и отец.
— Опыт общения со взрослым мужчиной — это неплохо, хотя другой мужчина не заменит отца. Но искать отца любой ценой и не надо. Мне приходилось консультировать женщину, которая “ради ребенка”, рожденного вне брака, была готова выйти замуж за мужчину, не имеющего отношения к ребенку, но желающего на ней жениться. Получается, люди готовы войти в отношения, где нет любви и искренности, только из-за социальной установки “у ребенка должен быть отец”.
Надо очистить роль матери-одиночки от созданных вокруг нее мифов. Не надо стыдиться своего решения вырастить ребенка без мужа, но, приняв его, стоит рассчитывать только на себя. Социального неодобрения материнства в нашем обществе, в котором больше умирает людей, чем рождается, просто не может быть. А еще белорусским матерям было бы неплохо научиться взаимодействовать друг с другом — так легче справляться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter