Жанр спектакля определен как мистический детектив.
В инсценировке, написанной Клебанович и Ковальчиком, рассказчиком выступает младший из братьев — Алеша. События романа мы видим его глазами, все повествование — один большой флешбэк. Вспыхивают воспоминания, дробятся и множатся, появляются и исчезают герои. Кульминационная сцена убийства Федора Карамазова, как в каком-нибудь детективе Агаты Кристи или сериале «Коломбо», будет сыграна несколько раз, с разных точек зрения. Режиссуру Ольги Клебанович можно назвать продуманной, деликатной и очень актерской. Спектакль получился динамичным и зрелищным, сценография и костюмы художника Александры Карнажицкой выхватили повествование из русского тлена и перенесли в условный европейский минимализм и неоклассику.Так новгородский городок с гендерно-нейтральным названием Скотопригоньевск, прославивший Старую Руссу на весь мир, превратился в элегантное местечко, где Черт, как булгаковский Коровьев, щеголяет в клетчатом костюме, а Смердяков, про которого в романе пренебрежительно говорят, что «он родился от курицы», в одной из сцен сам рубит ее топором.
Актеры, явно утомленные затянувшимся репетиционным процессом, с радостью вырвались на большую сцену и дают волю своему темпераменту. Руслан Чернецкий во всю мощь проявляет свою мужскую и человеческую харизму в роли Дмитрия. Молодой артист Егор Третьяков в роли Ивана — открытие спектакля. В какие-то моменты кажется, что ураган действия сметет его со сцены, поглотит и задавит, ведь актер пока неопытен, но он мужественно преодолевает все препятствия. Нам, поколению дворников и сторожей, привыкших к каноническому Ивану в исполнении Кирилла Лаврова в фильме Пырьева или Анатолию Белому в сериале Юрия Мороза, не мешало бы освежить в памяти, что по книге Ивану всего 23 года, и с этой точки зрения Третьяков — снайперское попадание в образ. Смердяков в исполнении Сергея Савенкова — не гротескная харя, а личность, не лишенная талантов, в том числе кулинарных, подтачиваемая завистью. Порадовала Грушенька в исполнении Вероники Пляшкевич, все мы привыкли к фирменной и душевной игре актрисы, но в этот раз она явно взяла новую высоту. Передовой женщиной новых взглядов выглядит и эксцентричная Хохлакова у Виктории Ковальчик. Григорий, чей образ примерил Олега Коц, выглядит степенным деревенским философом. Достойных актерских работ здесь много — все не перечислишь. Приятным бонусом является Поляк в исполнении звезды Музыкального театра Дениса Немцова, поднимающий, как и в романе, по призыву Мити тост «за Россию только в границах до 1772 года». Пикировка Мити и заезжего жениха-поляка звучит на редкость актуально.
В какие-то моменты кажется, что спектакль слишком хладнокровен и легкомыслен, что за детективной составляющей на второй план отошли вопросы богоискательства, однако ближе к финалу ситуация выравнивается.
Главное достоинство спектакля в том, что он лишен налета шаблонности и не стал формалистским экспериментом. Удалось избежать пьяной романтики сцены в Мокром и других штампов. Соотнося два акта действия, можно убедиться: все на месте, объемно и живо приведено опытной рукой к острому и точному театральному балансу, в котором абсурдистско-зловещая тональность сменяется подлинной тоской о семейном разладе.
Добрый зритель в девятом ряду.