О привычке просить

Ты — мне, а я — тебе

Утренний телефонный звонок испортил настроение на целый день. Звонил мой давний знакомый. Просил найти знакомого врача, чтобы выписать родственнику очки. Причем хорошего специалиста. И безотлагательно, потому что родственник приедет из деревни и ждать по какой–то причине не сможет. У меня даже не спросили, есть ли время этим заниматься. Впервые в жизни в подобной ситуации я взорвался и возразил. Почему нельзя решить этот несложный вопрос в обычной поликлинике или на худой конец в частном медицинском центре, воспользовавшись возможностью платного приема? Обязательно ли морочить голову себе и другим, выбивая из привычной рабочей колеи? Нет, по–видимому, моему знакомому необходимо было подчеркнуть собственную социальную значимость в глазах своего деревенского родственника. Мол, знай наших, у меня все схвачено. Думаю, что подобных примеров любой сможет привести немало.

Или другой случай. Недавно перестал общаться с товарищем из далекой юности, несмотря на то что знали друг друга без малого полвека. Почему–то наши отношения уже давно приобрели характер одностороннего движения в направлении выгоды. Всевозможные просьбы сыпались только на меня. Общение по поводу интересных книжных новинок или игра в шахматы были напрочь забыты. А когда у меня случилась беда, приятель не нашел возможности навестить. Хотя живем мы в одном городе, в двух километрах друг от друга... О сложных родственных взаимоотношениях и говорить не приходится. Да, многие просьбы родных безо всякого нервного напряжения удовлетворяются в установленном, так сказать, порядке. Тем не менее однажды не решенная по каким–то причинам проблема может породить феноменальный фонтан злопыхательства...

Знаете, я заметил, что иностранцы гораздо реже, чем мы, беспокоят друг друга по мелочам. Такое просто не принято! А что происходит сплошь и рядом в нашей жизни? Поймите правильно: я не против добрых взаимоотношений с людьми. И в моей жизни их было немало. Людей, которые к тому же являются специалистами в какой–либо конкретной области. Однако эти отношения порой доведены до абсурда. Свой парикмахер, свой автослесарь, свой сантехник — этот список можно составлять до бесконечности. Как результат — испещренный записями пухлый блокнот. Или ежедневник, в который уже не помещаются «просьбы» и «вопросы». Хорошо это или плохо? И можно ли от этого отказаться? Процесс чаще всего бывает взаимным. То есть вы просите и вас просят. Иногда такое «сотрудничество» становится невыносимо надоедливым, погрязает в дурацких мелочах, вызывая только раздражение и головную боль. Иногда оно просто превышает всякие разумные пределы. Когда, например, вас начинают дергать по пустякам, не заслуживающим внимания.

Одна из причин этого явления — низкое качество предлагаемых услуг и их дефицит в прошлом, о котором мы еще не забыли. А при наличии «своего человечка» возможность быстрого получения достойного сервиса как будто увеличивается. Хотя и не всегда. Встречал немало примеров, когда прикормленный специалист начинал наплевательски относиться к собственной работе, загибая при этом ценник для знакомых значительно выше, чем для незнакомых клиентов.

Наверное, стремление искать знакомства в решении любого вопроса — неискоренимая черта нашего менталитета, корнями уходящая в давние общинные взаимоотношения. Хотя, думаю, здесь надо дифференцировать. Одно дело — ремонт квартиры. Совершенно другое — собственное драгоценное здоровье. Свой врач — это вряд ли плохо. Мы уже вплотную подошли к внедрению в жизнь функции семейного врача. Увы, на досуге вдруг подумал о том, что, достаточно часто решая пустяковые вопросы разных знакомых и полузнакомых людей, в свое время не помог классному руководителю, женщине очень скромной и ненавязчивой. Дело не в том, что не предлагал нужную ей помощь. Предлагал, но не настоял, не преодолел ее пожизненный барьер скромности. Вспомнил об этом, и в сердце словно вошла маленькая–маленькая иголочка...

Один мой знакомый, занимающий важный административный пост, как–то пошутил: мол, одна треть проблем, которые предъявляют посетители, через день–два отпадает сама собой, потому что наш человек порой сам не знает, чего он хочет. Одна треть разрешается самопроизвольно. И лишь третью часть проблем приходится решать, прикладывая серьезные усилия. Мне кажется, он прав. Потому что большинство из нас любит создавать проблемы и себе, и другим. Очень часто совершенно напрасно.

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 22 (25157). Четверг, 2 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter