Ты меня понимаешь?

“Я — алкоголик. Вот уже день (два, неделю, год, двадцать лет...) не пью даже капли спиртного...” С этой фразы, казалось бы, лишенной логики, начинают свои исповеди люди, которые посещают группы анонимных алкоголиков. Они не называют своих имен, фамилий, а лица тщательно скрывают от вспышек фотокамер. Им ни к чему лишняя публичность. Для них главное — не сорваться и не начать снова пить.

Пилюля не по зубам


В содружестве анонимных алкоголиков есть одно негласное правило: новичкам, которые продержались без спиртного целые сутки (а для хронических алкоголиков это что 12 подвигов Геракла совершить), в торжественной обстановке вручают медали трезвости. Причем эти медали, говорят трезвенники со стажем, можно использовать в качестве таблетки. Как? Да очень просто. Медаль железная, но в этом и заключается ее целительная сила. Если захочется пьющему пропустить стаканчик-другой, ему нужно тотчас взять эту медальку и положить под язык. Когда “пилюля” рассосется, шутят бывшие алкоголики, смело можно пить.
Несколько таких медалей-таблеток есть и у Татьяны Николенко (следуя правилам содружества анонимных алкоголиков, мы изменили фамилию героини. — Авт.). Глядя на нее, никогда не скажешь, что еще несколько лет назад женщина была пропащей алкоголичкой. Ее ненавидели дети, стеснялся муж, от нее шарахались соседи. В грязной одежде, с синяками на лице, она слонялась по улицам и просила денег на очередную бутылку... Татьяна не пьет девять лет. И сейчас в свои пятьдесят с хвостиком выглядит всего на сорок. Ухоженное красивое лицо, яркие рыжие волосы, уложенные в стильную прическу, строгая, но со вкусом подобранная одежда — женщина, при взгляде на которую мужчины замедляют шаг.
— Первую рюмку водки я выпила на свое тридцатилетие, — признается Татьяна Николенко. — В юности была приличной девочкой, как говорят, комсомолкой, активисткой, красавицей. Мне пророчили успешную карьеру, красивую жизнь и заботливого мужа. Но фортуна распорядилась иначе. В 17 лет я потеряла маму — самого любимого человека. Она умерла от рака. Сгорела как спичка... Школу я заканчивала уже без нее. Потом меня снова ожидал удар — не поступила в университет. Вскоре встретила своего будущего мужа — и был опьяняющий флакон из любви и страсти.  Мы поженились, у нас родилась дочка. Но счастья не получилось. Муж ревновал меня, избивал. Я терпела до 25 лет, потом мы разошлись. Так все мои мечты рассыпались как карточный домик, а у меня уже не было сил их собирать. Из-за безденежья я стала работать официанткой. Девочки-коллеги быстро приучили меня к пьяным посиделкам. С этого момента я стала стремительно “падать”. В 33 вышла замуж второй раз, родила сына. Помню, как только сынишка появился на свет, я специально перевела его на искусственное вскармливание, чтобы поскорее начать пить. Алкоголь давал мне энергию — и спать не хочется, и настроение хорошее, и неудачницей себя не чувствуешь. К сорока годам я превратилась в женщину, которая по виду больше походила на бомжиху. Однажды я напилась до такого состояния, что зажгла свечи перед маминым портретом и принялась биться в истерике. Меня забрали в Новинки.
Татьяну спасло только то, что она стала посещать группу анонимных алкоголиков. Сейчас она не пьет. Совсем.
— Вы удивитесь, но даже сегодня, когда иду по улице, вижу прежнюю Татьяну, — признается героиня. — Мне страшно снова стать ею.  И не потому, что меня будут осуждать, выгонять из дома, показывать на меня пальцами, и даже не потому, что из-за меня будут плакать мои дети. Я не хочу возвращаться в прошлое, прежде всего из-за того, что эта опустившаяся женщина мне крайне неприятна. Она идет не-твердой походкой, заигрывает с мужчинами и смеется наигранным смехом. Это уже не я...


Пошагаем вместе?!


Белорусское содружество алкоголиков сплачивает огромное количество людей, попавших в сети зеленого змия. Здесь и бизнесмены, и врачи, и педагоги. Все они объединились с одной целью — поддержать друг друга, помочь ближнему не сорваться. Занятия в группах строятся по-разному. Сегодня это дискуссия, диалог, психологические советы, завтра — монолог, исповедь одного алкоголика. Часто групповые занятия начинаются с... минуты молчания — алкоголики вспоминают друзей, погибших из-за спиртного.
— Мы следуем специальной программе “12 шагов”, — объясняет исполнительный директор центральной службы анонимных алкоголиков Анатолий Астапенко. — Идея программы — перемена образа мыслей. Практически речь идет о реабилитационной программе, “терапевтами” в которой выступают сами больные. Кстати, все шаги разрабатывали именно те, кому удалось избавиться от пагубного влияния алкоголя. Например, самый первый шаг озвучивается так: мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над своей жизнью... Ведь как часто бывает? От пьющего человека страдают его семья, соседи, сослуживцы, а он в это время и думать не думает признавать себя алкоголиком.


И шаманы с бубнами, и врачи со скальпелями...


По определению, алкоголизм — это болезнь разума, души и тела. Взяться за “починку тела” может нарколог, “вправить мозги” — психиатр. А как быть с душой? Вот почему так распространены случаи, когда алкоголики после долгого лечения снова заводят старую шарманку и принимаются пить. Вылечиться, как показывают истории реальных людей, можно, но как после врачевания в стационаре научиться жить? Ведь повсюду одни соблазны. Специалисты говорят, что только бывшие алкоголики, а нынче заядлые трезвенники могут найти ключ к сердцу товарища, дав действенный совет. Кстати, за время существования белорусского общества анонимных алкоголиков многие люди не только избавились от пагубной привычки, но и встретили на занятиях свою вторую половинку.
— Недавно мы были на свадьбе у наших хороших друзей, — рассказывает анонимный алкоголик Борис. — Они познакомились на группах. У него три года трезвости, у нее — полгода. Их “вяселле” проходило без капли алкоголя.  Но видели бы вы, как мы веселились! Даю стопроцентную гарантию, подумали бы, что мы танцевали в стельку пьяные.
У Бориса Шарковского (фамилия изменена. — Авт.) собственная история исцеления. Свою болезнь он впервые признал, когда проснулся на помойке, а по нему ползали коты. Именно в тот момент внутри у него что-то щелкнуло. Борис начал пить по-взрослому с 15 лет, а опомнился только на четвертом десятке. Потом были долгие годы  борьбы, за которые он испробовал на себе все традиционные и нетрадиционные методы лечения. В разное время он общался с наркологами и шарлатанами, над ним суетились экстрасенсы и  шаманы с бубнами, его недуг заговаривали врачи и бабушки-шептухи... Но ничто не помогало.
— Ни секс, ни общение не давали столько адреналина, как алкоголь, — замечает Борис Шарковский. — Любой пьяница меня поймет: не выпить первые сто грамм для меня было мечтой. Но как это не сделать, я не знал.
Побороть болезнь Борису помогли бывшие алкоголики. Теперь мужчина не пьет, а 12 апреля — день, когда он окончательно бросил пить, празднует как свое второе рождение. Более того, после выздоровления он поступил в академию последипломного образования и получил диплом психолога.
— Было время, когда мы не знали, что порекомендовать больному после лечения в стационаре, — рассказывает  врач-нарколог Минского городского клинического диспансера Георгий Пикус. — Раньше человек пролечивался и, не имея альтернативы, возвращался в прежнюю среду, снова начинал пить. Сейчас я предлагаю пациентам посещать группы анонимных алкоголиков, чтобы там им не только помогли залечить душевные раны, но и не дали вновь броситься в страшный омут с головой.


У каждого, кто посещает группы анонимных алкоголиков, своя история победы над врагом.  Но суть-то не в этом. Гораздо важнее то, что эти люди собственным примером доказали, что ничего невозможного нет. Любой из нас может оказаться на самом дне, но у каждого есть силы, чтобы оттуда выбраться.

Цифры и факты
  • Движение анонимных алкоголиков зародилось в 1935 году в США. В Минске сообщество АА образовалось в 1990 году. Оно объединяет вне зависимости от пола, образования, социального статуса, религии людей, которые делятся друг с другом своим опытом — как помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Цель достигается с помощью специально разработанной программы “12 шагов”, основанной на том, что алкоголики признают наличие у себя заболевания, стремятся к духовному развитию и помогают другим людям, страдающим алкоголизмом. Помощь предоставляется безвозмездно.
  • В Беларуси 62 группы анонимных алкоголиков. Для сравнения: в Украине действует более 60 подобных групп, в Литве — более 150, в Польше — около двух тысяч.
  • Согласно официальной статистике, в настоящее время в Беларуси под наблюдением наркологической службы находится более 178 тысяч человек, больных алкоголизмом. Количество страдающих от алкогольной зависимости ежегодно увеличивается на 2—3 процента.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter