"Ты — чемпион, а судьи...."

Дмитрий ДАЩИНСКИЙ считает, что на пути в Ванкувер-2010 главное — избежать травм

Дмитрий ДАЩИНСКИЙ считает, что на пути в Ванкувер-2010 главное — избежать травм

Появление героя Турина в редакции «Р» вызвало небольшой ажиотаж. Сотрудники газеты желали сфотографироваться с ним, взять автограф или прикоснуться к серебряному «бублику», которого он удостоился на ХХ зимних Играх. Столь пристальное внимание слегка смутило Дмитрия, хотя ему и не привыкать к «медным трубам». А беседа с ним началась с самого интригующего и сокровенного вопроса: «О чем думал в те 30—40 секунд в Соз д’Ул Ювенсо в ожидании оценок второго финального прыжка?»

— Еще после квалификации появилась некоторая обреченность из-за судей. В финале на их благосклонность не рассчитывал, но не ожидал, что так сильно «резанут». Сам дал повод, допустив небольшую помарку при приземлении. И все же предполагал, что коэффициента сложности прыжка должно хватить для чемпионского звания. Увы, арбитры решили иначе: оценили мою попытку по минимальной шкале, а главного конкурента китайца Хань Сяопена по максимуму. В верности их вердикта усомнились все. Подходили соперники, за исключением китайцев, и говорили: «Тебя просто засудили…» Мнение профессионалов-атлетов мне особенно дорого. Аналогичную характеристику дали и многие зарубежные комментаторы, известные в прошлом спортсмены. В олимпийской деревне довелось услышать немало комплиментов и слов сочувствия от представителей разных стран. А на мобильник пришло множество практически идентичных сообщений: «Ты – чемпион, а судьи — сволочи!» Иногда кажется, что они не разбираются в тонкостях фристайла, сами себе противоречат или выполняют чьи-то установки. Хотя в течение сезона на рефери грех было жаловаться: пять стартов – пять пьедесталов. И что примечательно: за те же самые прыжки выставляли куда более высокие баллы, чем на главном турнире четырехлетия... Лучше бы наоборот.

— Не подвело ли тебя подсознание в отношении позитивных итогов Игр, на которое ссылался в их канун при нашей первой встречи?

— Тогда рад был бы любой медали. А когда в Турине прошел отбор, лидировал после первого финального прыжка, думал только о титуле. Чувствовал готовность, видел потенциал оппонентов, к тому же все фавориты допустили грубые сбои. Китайца к ним не относил. Он и в общем зачете Кубка мира не выделялся, расположившись к тому времени на седьмой позиции.

— В числе особо пострадавших на Апеннинах оказался и Алексей Гришин, твой друг и партнер по сборной?!

— Его «притормозили» еще после первой попытки. Даже россияне говорили, что «бронза» Гришина «свалилась с неба» их фристайлисту Владимиру Лебедеву. Очевидно, арбитры убоялись, что после первого прыжка в пятерке лучших оказались аж три белоруса. И просто начали «химичить». Еще за неделю до начала Олимпиады слышал, что рефери удивят в Турине. Но чтобы так непредсказуемо и оригинально... Сразу две «темные лошадки» на подиуме — это уж слишком.

— Главный наставник команды Николай Козеко весьма экспрессивно отреагировал на твою вторую попытку. Упал на колени и бухнулся головой в снег. Он всегда столь эмоционален в переживаниях за подопечных?

— Николай Иванович тоже подвержен волнениям. Особенно на таких форумах. К тому же и у женщин, и у мужчин его дружины были все шансы на медали, которых к тому времени не было в копилке белорусской делегации. И это, наверное, его еще больше «заводило». В целом он старается держать себя в рамках приличия, но иногда эмоции перехлестывают.

— На фоне тренера его ученики — эдакие эталоны сдержанности, равновесия и хладнокровия. Любопытно, а даете ли вы с Гришиным выход эмоциям после значимых достижений?

— Конечно, мы ведь люди, а не роботы. Чаще всего это происходит в кругу земляков, соперников и друзей из России и Украины. Можем посидеть в баре, расслабиться, выпить пива. А если мероприятия проводят сами организаторы турниров, к нам охотно присоединяются канадцы и американцы. Славянские «посиделки» всегда отличаются магнетизмом общения.

— Какие тенденции могут возобладать в ближайшие годы в фристайле?

— Затрудняюсь теперь сказать. Все будет зависеть от арбитров. В Солт-Лейк-Сити-2002 пальма первенства отдана сверхсложности прыжков чеха Алеша Валенты, в Турине – простоте и чистоте программы Хань Сяопена. Уже появляются слухи, что исключат особо сложные прыжки, причем под смехотворным предлогом: рефери не успевают фиксировать все фазы полета лыжных акробатов. Все атлеты стремятся к росту, к расширению своих возможностей. А нас упирают в «потолок», как будто мы не профи и пренебрегаем безопасностью. Все спортсмены в здравом уме и, не отшлифовав программы, на трамплин не выйдут.

— Перед финалом Кубка мира,который состоится в швейцарском Давосе, ты уступаешь в общем зачете канадцу Кайлу Ниссену 32 очка. Какой расклад тебя устроит в борьбе за хрустальный глобус?

— На пьедестале – разрыв в мою пользу в две позиции, так как за 1, 2 и 3-е места начисляются соответственно 100, 80 и 60 очков. Дальше – меньше, и его шансы возрастают. Главное, что психологическое преимущество на моей стороне. Ниссен провалил Олимпиаду, и все ожидают от него только успеха.

— Как распорядишься премиальными 30 тысячами долларов и автомобилем «фольксваген», обещанным призерам Игр Минским транзитным банком?

— Попытаюсь улучшить жилищные условия. Вместе с любимой девушкой Олей обитаем в олимпийском доме в двухкомнатной квартире. Завели собачку, и стало тесно, даже спортивную экипировку положить некуда. Жилье приобрел за свои средства после «бронзового» Нагано-1998, хотя обещали предоставить его на льготных основаниях. Не питаю иллюзий и сейчас, так как уже имею собственную квартиру. И все же надеюсь. У меня уже есть «Мазда-6», поэтому автомобилем, скорее всего, будет пользоваться Ольга, с которой вскоре собираемся узаконить свои отношения.

— Как, интересно, поздравил маму Елену Юрьевну и Ольгу с

8 Марта?

— Как обычно, подарками и цветами. Теперь это были тюльпаны. Торжество получилось двойным. Домой с юниорского первенства мира в России вернулся отец Владимир Иванович, где его воспитанник Максим Густик стал обладателем «золота»! Так что в Беларуси есть хороший задел с резервом национальной сборной.

— В твоем богатом послужном списке отсутствуют только чемпионские титулы, в том числе и олимпийский!

— Желание выступить в Ванкувере-2010 есть, силы тоже. Пока не мыслю себя вне спорта. Главное, чтобы не было серьезных травм. Солт-Лейк-Сити, где состязался с незажившей переломанной ключицей, многому научил. К тому же в Минске в следующем году должен вступить в строй центр по фристайлу. Надеюсь, это также поможет в подготовке. С возрастом приходит опыт и осознание того, что ничто не проходит бесследно. Любой риск должен быть оправдан, здоровье одно. И класть его на алтарь олимпийского медального «комплекта» в 32 года было бы безрассудно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter