Последние жители деревни Крутая радуются гостям, не боятся диких зверей и думают о переезде

Ты чего такая Крутая?

Деревню Крутую Мстиславского района ввиду ее скромных размеров даже на карте сразу не найдешь. То же и наяву. Чтобы попасть к месту назначения, нужно проехать тридцать километров от райцентра в сторону Горок. Затем, свернув от основной магистрали, преодолеть еще с десяток. Указателя давно уж нет, но кому надо, с маршрутом знакомы. А другие, собственно, и не заглядывают. Василий и Софья Шерементовы сегодня в деревне — единственные крутавцы. Гостям, признались, всегда рады. Навестить их, кроме нас с фотокором, приехали также управделами Подсолтовского сельисполкома Алла Пируцкая, соцработник Елена Шахова и дочка хозяев Татьяна, культорганизатор Подсолтовского сельского клуба.

Деревня Крутая.

Шапка для путника

В большой хате — чисто, уютно и тепло. Нужный градус держит печка-буржуйка. Колорита добавляют также кокетливая прошва на выглядывающих из-под покрывал простынях и взбитые подушки. Первым делом интересуюсь: почему их деревня — Крутая? Софья Лукична призналась:

— Да кто когда об этом задумывался? Всегда так называлась. А местных звали крутавцами. Вот если бы разговор зашел о Буде — там да, есть что рассказать. Ту, что на белорусской стороне, в народе раньше величали «грязной» — наверное, потому, что дороги когда-то были плохими. У другой Буды — российской — приставка «воровская». Почему? Говорят, жил там когда-то один вор. Баню у соседа украл, вытопил да и вымылся. Лет с тех пор много прошло, а отголосок остался.

Россия в разговоре нет-нет да и промелькнет. Что вполне объяснимо: от Крутой до границы с ней всего ничего — пара-тройка километров. В сельские магазины Монастырщины, рассказали хозяева, вся округа ездила. Даже в советские времена там можно было найти то, чего в здешних сельмагах не значилось. А в девяностые и нулевые, в зависимости от колебаний цен, то россияне к ним за товарами наведывались, то они к ним. Сегодня такого бума у покупателей нет, но по обе стороны у многих остались друзья и знакомые. Учитывая, что один из путей к «кордону» проходит аккурат мимо хаты Шерементовых, в их двери нет-нет да кто-нибудь постучится. Кто воды попросит, кто уточнит, как до нужного места добраться. Случалось, что и на ночь путников принимали. «Один, с чемоданом, как-то зимним вечером прибыл. Мы его накормили, спать уложили. А утром он отправился дальше», — ни имени, ни цели путешествия незнакомца, рассказал Василий Иванович, не спрашивали. Хозяин еще и шапку гостю отдал: морозы стояли крутые, а путник был налегке. Не дело, если замерзнет!

Рот на замке

Сафья Лукична добавила: на Радоницу дня четыре людской поток на деревенской улице не останавливается. Но и они не дремлют: выходят посмотреть, кто, куда и зачем едет — близость к рубежу обязывает. Сами при этом рот стараются держать на замке — в целях безопасности. Хотя, признали, никаких нехороших приключений в Крутой не было. Разве что житейские проблемы, с которыми в свое время ездили к ворожке на российскую сторону. Софья Лукична заверила, что та всю правду говорила. Еще шептала-лечила: одного из ее сыновей, к примеру, от рожистого воспаления на ноге избавила!

Архив семьи Шерементовых.

В Крутой тоже знахарка была, но односельчане ее побаивались. И не зря. «Когда хоронили, — вспоминает хозяйка, — такая буря разыгралась — мало никому не показалось! А в землю опустили — и все, тихо стало». Вообще, добавила, раньше жизнь была веселее. Свое сельпо имелось, а в клуб в соседнюю деревню ходили. И не только молодежь, но и сельчане постарше — модный на тот момент индийский фильм посмотреть. Пусть начальная, но и школа в Крутой была.

— Я успела в ней поучиться, — подхватывает Татьяна Васильевна. — А аттестат зрелости получила уже в Шамово. В теплую пору туда в школу на велосипедах ездили, иногда колхозный автобус подвозил. Зимой оставались на учебную неделю в интернате. Родители мне, моим братьям и сестрам по рублю давали — сладостей прикупить. 

В 1980-е в Крутой было двадцать пять хат, и в каждой — по трое-четверо, а то и больше детей. У Шерементовых — шестеро. Михаил и Анна сейчас живут в России, Сергей и Николай осели на мстиславской земле. Татьяна — средняя, живет по соседству в деревне Шамово. Одного из сыновей, Олега, уже нет. Татьяна призналась, что зовет родителей к себе «на постоянку» — так, считает, всем было бы проще. Папа с мамой не против, но хотели бы отдельную хату. «Медали, как у матери-героини, у меня есть. Может, теперь и «детские» выплатят? Тогда, — улыбается Софья Лукична,— и денег на дом хватило бы. Но, если серьезно, всякие варианты возможного переезда рассматриваем. Здоровье подводит: врачи говорят, «ритмика» у меня не очень». 

Волки воют за окном

Некогда не такая уж маленькая деревня сегодня скукожилась до одного жилого пятачка, где, кроме «особняка» Софьи Лукичны и Василия Ивановича, стоит и соседский дом, поменявший статус на дачный. А там, где еще вчера была околица, сегодня наступает лес, так что далеко за грибами ходить не надо. Неудивительно, что в соседи теперь записываются дикие звери.

— Бывало, что волки за окном выли. Ну а косули, те всегда пожалуйста, по улице прогуливаются, — Василий Иванович признался, что на кабанов, которые приходят на поле во время копки картошки, внимания никто уже не обращает. И тем более не прячется. Ну, пороется лесной гость в земле, да и отправится дальше!

Защищаются разве что от ястребов. Дети и внуки помогли родителям и бабушке с дедушкой соорудить сразу три чучела. Чтобы нагнать страху на крылатых хищников, придумали звуковое сопровождение, которое задают старые куски металла. В итоге урожай фруктов-овощей единственные крутавцы по-прежнему снимают хороший. Но скотину давно не держат, хотя раньше в хозяйстве были и корова с лошадью, и куры с утками, и свиньи с гусями. Сейчас, когда дети разъехались, такая надобность отпала. Зато, не скрывают, стало больше времени на отдых. А проводят его в основном перед телевизором, который старший сын подарил. 

— Хозяин больше передачи про суды уважает. А мне «вячоркi» подавай, — рассказала Софья Лукична. — Когда к нам заезжает районный автопоезд «Забота», девчата концерт устраивают прямо на улице. Ну, это настоящий праздник — сродни маевкам, которыми раньше завершались посевные в колхозе.

Василий и Софья Шерементовы прожили более 50 лет в браке.

От Мадалинского до Дьякова 

Шумно и весело было в Крутой и тогда, когда Шерементовы справляли золотую свадьбу. 

— Хороший повод, чтобы собраться, — признают виновники торжества. 

Мы пересматриваем фото, где кто-то поймал момент, как папа дарит маме цветы. В обычной жизни, признались, тоже находили возможность чем-то порадовать друг друга и детей. «Как когда-то нас родители, учили сыновей и дочерей быть трудолюбивыми, честными и ответственными за свои поступки», — и эти уроки, считают, даром не прошли. Если, признали, отталкиваться от того смысла слова «крутой», какой в него вкладывается сегодня, жизнь их в деревне, может, ему и не соответствует. Но и жаловаться особо не на что. А Крутая, полагают, наверное, потому, что горок вокруг много — спусков и подъемов. Что касается истории, то свет на нее пролила библиограф отдела обслуживания и информации Центральной библиотеки Мстиславля Татьяна Новикова:

— Эта деревня впервые упоминается в XVII веке. Тогда в ней было 29 хат и она входила в Мстиславское воеводство Великого княжества Литовского. После 1-го раздела Речи Посполитой вошла в состав Российской империи. В 1621-м Крутая была собственностью военного деятеля ВКЛ Якуба Мадалинского, в конце XVIII столетия — помещика Дьякова.

В середине XIX столетия здесь числилось 30 ревизских душ, в деревне были трактир и мельница. Школа первой ступени открылась уже после Октябрьской революции. В 1925 году за парты в ней сели 52 ученика. В начале прошлого века в Крутой проживало более 300 человек, в 2009-м — 17, а в 2017-м — 3. Управделами Подсолтовского сельисполкома Алла Пируцкая рассказала, что сельчан с каждым годом становится все меньше:

Сегодня на территории нашего сельсовета — 30 деревень, где жителей не более семи человек. Все сельчане — в зоне внимания и заботы местной власти. Особую поддержку, разумеется, оказываем одиноким и одиноко проживающим, инвалидам. Таковых у нас — около 130 человек, и со всеми налажена обратная связь. Тем, кому сегодня особенно сложно, помогаем с решением частных проблем, в том числе заготовкой дров или заменой электропроводки. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Шарухо, профессор кафедры естествознания Могилевского госуниверситета имени Аркадия Кулешова:

— Топоним Крутая в Беларуси встречается не так уж редко. Есть деревня Крутая Гора, есть озера с таким названием. Что касается деревни Крутой Мстиславского района, то рядом с ней находится возвышенность — 223 метра над уровнем моря. Иначе еще — Лысая гора. Она-то и дала название деревне.

markova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter