Твоя прекрасная няня

Корреспондент «СБ» поработала за доллар в час
Корреспондент «СБ» поработала за доллар в час

Сейчас достаточно информации, советов, как правильно выбрать няню. Хватает предостережений о нянях–монстрах, которые приклеивают соски скотчем, чтобы младенец не плакал, избивают малышей, добавляют спиртное в питание для долгого и крепкого сна. А сколько сетований, что даже через агентство отыскать хорошую няню — целая проблема! Чтобы в ней разобраться, я взялась осваивать новую профессию.

Кого берут в «домомучительницы»?

Прежде чем названивать по объявлениям типа «Требуется няня», я изучила спрос. Оказалось большинству родителей нужна женщина примерно 35 — 45 лет, желательно с педагогическим образованием, вырастившая своего ребенка. Не желают наши мамочки видеть подле своего отпрыска как очень молоденьких девушек, так и пожилых дам. Для детей младше двух лет предпочтительны медицинские работники. Я, увы, под портрет идеальной няни не очень подходила, но решила рискнуть.

— Алло! Я по поводу вакансии няни.

— А сколько вам лет, девушка?

— 27.

— У вас есть опыт работы, рекомендации?

— Нет, но есть опыт по воспитанию собственного ребенка.

— Наша дочка еще маленькая, ей всего 4 месяца.

— Я думаю, справлюсь, а учитывая, что рекомендаций у меня нет, готова работать за меньшую цену. Доллар в час меня бы устроил.

— Ну не знаю... Без опыта...

— Давайте я подъеду, мы познакомимся, а там вы решите.

— Что ж, давайте.

«Что–то вы быстро...» — подозрительно всматривалась в меня потенциальная работодатель Юля, когда через полчаса я позвонила в дверь квартиры. Этим подозрения не исчерпались. Позже выяснилось, что, когда я оставалась одна с ребенком, каждый звук в квартире, каждое мое слово писались на цифровые диктофоны: один «притаился» на книжной полке в спальне, второй — на кухне в одной из чашек чайного сервиза...

Краснощекий карапуз с завидным упорством грыз погремушку, лежа в кроватке. На мое счастливое: «Кто это такая красавица? Как тебя зовут?» — девочка расплылась в беззубой улыбке.

— А платье какое нарядное, да ты настоящая модница, — не успокаивалась я. — Давай посмотрим твои игрушки.

Аккуратно взяв малышку на руки, я стала восхищаться слоником, мишкой, зайчиком. Девочку же игрушечный зоопарк не сильно привлекал, она с большим интересом рассматривала мое кольцо с камнем и блестящие серьги в ушах.

Мы договорились, что я буду работать три раза в неделю — с полвосьмого утра и до пяти вечера, — заниматься только ребенком: кормить, играть, гулять на улице, укладывать спать. Несколько дней до начала трудовой недели я приходила на пару часов, чтобы ребенок ко мне привык. За это время узнала, что питается Лиля смесью, памперсы всегда лежат на этажерке, одежда — в комоде. На нем же ее любимая желтая соска — лучшее успокоительное, а заодно и снотворное.

Для большинства людей средняя цена в агентстве (два доллара за час работы квалифицированной няни) высоковата. И многие оставляют деток на попечение студенток, пенсионерок или соседок. В конце концов, чтобы читать малышу книжки, рисовать солнышко с домиком или «делать козу», вряд ли так уж необходимо высшее педагогическое образование. Его с лихвой заменят любовь к ребенку и желание работать.

Доверие с первого раза...

— 3 ложки порошка развожу в 100 миллиграммах воды, — объясняла Юля. — Пить даю фенхелевый чай или водичку. Уже начали вводить фруктовый прикорм: неаллергичные бананы и зеленые яблоки. Днем Лилек спит обычно два раза. Если плачет — значит, голодная. Памперсы меняю где–то раз в 4 часа, — прозвучали последние мамины наставления в мой первый рабочий день. Скрип железной двери... И в восемь утра мы остались один на один.

Первые капризы начались через полчаса. Ребенок проголодался, решила я, и мы отправились на кухню, готовить смесь. 100 миллилитров она проглотила на одном дыхании и настроение заметно улучшилось. В ход пошли игрушки, шнуровка с пуговицей, неваляшка. Порезвившись на диване около часа, мы решили, что самое время «проветрить» попу. Общеизвестный факт: младенцы обожают поваляться без подгузника. 15–минутные воздушные ванны и легкий массаж с поглаживанием животика явно пошли на пользу.

Может быть, мыть попу чужому карапузу и не самое увлекательное в жизни занятие. Но, если человек любит детей, никаких психологических сложностей этот естественный процесс у няни не вызовет.

Время приближалось к одиннадцати, когда малышка опять начала хныкать. Попытки уложить ее спать не увенчались успехом. Не очень веселили ее сказки и песни. Опять проголодалась? Действительно, еще 100 граммов — и вот оно, сонное счастье!

«Сто одежек», или «Я двери разведу руками...»

На улице светило осеннее солнце, поэтому мы засобирались на прогулку. Конечно, обычная студентка не сразу освоила бы, не побоюсь сказать, технологию одевания малыша. Может, и шпаргалку пришлось бы написать. Памперс, боди, распашонка, гольфик с горлышком, колготки, теплые штанишки, кофточка, шерстяные носочки, шапочка... и наконец комбинезон. Пока все это мы надели, Лилечка заснула и без всякой соски. Стрелки часов перевалили за полдень.

А вот дальше от меня потребовалось немало физических усилий, чтобы спустить тяжеленную коляску с ребенком на улицу. И так и эдак я прицеливалась, пытаясь протиснуться в лифт, но ничего не выходило. Двери несколько раз норовили закрыться. Пространство между дверцами лифта было явно меньше коляски. После третьей безуспешной попытки влезть напролом, я стала разводить дверцы руками и одновременно, навалившись всем телом на коляску, проталкивать ее в лифт. Чуть влезла! Нажав кнопку первого этажа, я с облегчением вздохнула, но не успела перевести дух, как двери открылись. Я стала лихорадочно выпихивать коляску тем же проверенным способом. Эту живописную сцену молча и терпеливо наблюдал мужчина–сосед. Он, конечно, не соизволил сообщить мне, что это третий этаж, а не первый. Сразу видно, что ни разу не был на моем месте, иначе и не такой предупредительности бы научился...

Прогулка на улице длилась почти два часа. На свежем воздухе детка отлично выспалась. А ведь некоторые няни «выгуливают» детей на балконе. Усилий, конечно, меньше, но, во–первых, это очень опасно, особенно если малыш уже умеет самостоятельно выбираться из кроватки. Во–вторых, и пользы меньше, в том числе для себя любимой. Во время тихого часа рука наверняка потянется к бутерброду. Вот вам и лишние килограммы. А прогулка — отличная физкультура: все мышцы в тонусе, фигура стройная.

«Ути–пути» нон–стоп

Возвращение домой прошло громко — Лилечкины вопли слушала вся округа. И соска нисколько не утешала. Голодного младенца не обманешь — Лиля постоянно выплевывала пустышку, а я замучилась ее без конца мыть. Не оближешь ведь!

Мы понеслись на кухню за очередной порцией «сотки». И опять, довольно причмокивая, малышка опустошила бутылочку, а потом жадно проглотила чайную ложку банановой мякоти. И тут прозвучало внезапное... «апчхи». Признаться, оказаться с ног до головы в банановой кашице не очень приятно. А сколько смирения и терпения понадобится, когда ребенок начнет питаться не молочной смесью, а овощами, мясом, кашей? И сколько воды утечет, пока все это смоешь и с него, и с себя...

Хождение столбиком еще никому не мешало, подумала я, и мы отправились в мини–путешествие по двухкомнатной квартире. Рот у меня не закрывался: «Сейчас мы пойдем с тобой посмотрим, кто живет на кухне. Чайник, тарелочки, чашечки, ложки. Надо их помыть и спать уложить на полочку...» Признаться, я и со своей дочкой безостановочно сюсюкала по принципу «что вижу, то и говорю». Привычка осталась.

...Вот эти мои «ути–пути», записанные на два диктофона, впоследствии и слушала Юля. Записи, собственно, и повлияли на ее решение оставить меня работать. А ведь нередко работодатели слышат совсем другое: бесконечные телефонные разговоры нянь с подругами, посторонние мужские голоса или даже нецензурную брань на малыша. Юля потом извинялась за свою нехитрую «прослушку» и рассказывала сюжеты о нянях, которых снимали скрытыми видеокамерами. Одна накрывала подушкой плачущего 6–месячного мальчика, чтобы тот не мешал ей разговаривать по телефону. Другая волокла рыдающего малыша в темную ванную и оставляла там, пока ребенок не затихал, обессилев от плача...

Доброжелательный же настрой и ласковый голос на любого человека действуют положительно, тем более на четырехмесячного. Удобно устроившись в автокресле, которое я использовала как кресло–качалку, Лилия Станиславовна, гремя погремушкой, с удовольствием наполнила очередной памперс. Сменив малышке штанишки, я поместила ее в слинг. А пригревшись там, кроха, тихонько посапывая, стала клевать носом. А я, воспользовавшись затишьем, отправилась с ней на кухню чего–нибудь перекусить.

Спящий малыш, чашка чая и глянцевый журнал... В любой работе есть свои прелести. Главное — правильно организовать трудовой день, размышляла я, жуя булку и рассматривая фотографии. За этим занятием меня и застала мама Юля. Отчитавшись о проделанной работе, я засобиралась домой.

Шла и думала, что доллар в час — все–таки мало. Если карапуз уже ходит, нужен глаз да глаз, чтобы во рту или в носу не оказался какой–нибудь мелкий предмет. При огромной ответственности у хорошей няни — ни минуты покоя! А ведь плохая ребенку не нужна...

Повод для беспокойства:

Когда няня слишком заискивает перед вами, в подробностях расписывает, как ваше дитя съело восемь свежеприготовленных котлеток, а вы случайно обнаруживаете, что мясорубкой никто не пользовался, — притом целая курица куда–то исчезла.

Если ребенок не радуется приходу няни, не просится к ней на ручки. Как только вы приходите домой, с истерическим ревом бросается вам на шею под нянин комментарий: «Ой, маму увидит — так прямо с ума сходит, только что мы целый час спокойно играли, выпи... в смысле, читали!»

Когда няня клянется, что целыми днями играет с ребенком в развивающие игры, читает сказки, но ваш малыш почему–то требовательно тычет пальцем в телевизор. Скорее всего, она надолго усаживает его у «голубого экрана», сама красит ногти на ногах вашим лаком или примеряет ваше вечернее платье.

Фото Виталия ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter