Творцы и дорога

Привлекательности Брестчины способствуют сохранение и приумножение здесь вековых традиций народного промысла...

Привлекательности Брестчины способствуют сохранение и приумножение здесь вековых традиций народного промысла

Причудливая вышивка на белых рушниках броско играла своим разноцветьем на центральной площади в Ганцевичах. Здесь во время недавнего празднования Дня белорусской письменности их демонстрировали рукодельницы из деревни Бездеж Дрогичинского района. Многие гости, покоренные мастерством деревенских вышивальщиц, интересовались, можно ли приобрести приглянувшийся льняной рушник или фартушок, но, узнав цену, тут же отказывались от своего намерения: слишком дорого.

— Действительно дороговато для рядового покупателя, — соглашается Мария Астапович, заведующая музеем «Бездежский фартушок». — Но цена не покажется завышенной тому, кто знает, сколько труда вложено в такое творение женских рук.

 Мария Михайловна рассказывает, что Бездежский край — уникальный уголок Полесья, где сохранились такие ремесла и промыслы, как ткачество, вышивка, кружевоплетение. Чтобы заниматься ими, необходимы не только навыки, передаваемые из поколения в поколение, но и большое терпение, время да и средства для приобретения исходных материалов. Лен сейчас сельчанами, как когда-то, не возделывается, поэтому льняную нить, уже промышленного производства, для домашних ткацких станков приходится покупать. Давно пошли в дело прибереженные с прошлого века запасы льняного полотна, потому из года в год цена на него растет.

В Дрогичинском крае есть несколько десятков мастериц-рукодельниц, которые внимательно следят за переменами на этом специфическом рынке. Их работы и пополняют музейную коллекцию льняных изделий ручной работы, в которой особенный статус имеют около двух сотен фартушков Бездежа и окружающих деревень, являющихся сами по себе уникальной редкостью в народном искусстве Беларуси. Благодаря музею сельские мастерицы имеют возможность не только вписать свои имена в историю родного края, но и прилично заработать. Пропагандируя народное творчество на праздниках, ярмарках и выставках в Беларуси и за ее пределами, помощники музея одновременно и торгуют рукотворными произведениями. Мария Антонович заключает с рукодельницами официальные договоры, согласно которым берет на реализацию определенные изделия. В тех случаях, когда покупатель на них находится, вырученные деньги отдает автору, оставляя небольшую торговую надбавку на дальнейшее развитие музея. Когда льняной рушник или фартушок возвращается из очередной «гастрольной» поездки, то вновь передается хозяйке, а нередко остается в музее, где собраны уже сотни различных изделий местных рукодельниц как прошлого, так и настоящего времени.

Уникальный бездежский колорит ремесла сохранился благодаря счастливому стечению целого ряда обстоятельств. В Бездеже местные власти решили отдать под музей пустующее здание школы. Нашлось немало людей, принявших добровольно участие в его обустройстве, а главное, что в семи комнатах бывшего учебного заведения появилось место для экспонатов, представляющих не только ткачество и вышивку. Сегодня сюда едут со всего света для того, чтобы увидеть, как жили в минувшие века полесский крестьянин и его, как правило, многодетная семья. Такие гости и увозят в основном с собой местное рукоделие, не скупясь в средствах. Например, за один тканый рушник с бездежским орнаментом поклонники таланта и трудолюбия сельчанок готовы заплатить сумму, эквивалентную сотне долларов.

В основном такие покупатели находятся среди иностранцев, которых пока не так много на белорусских туристических маршрутах, как хотелось бы. Не случится ли так, что до наступления той поры, когда любопытные иноземцы дружно поедут к нам в гости за колоритными впечатлениями, в Бездеже ткать и вышивать для них будет уже некому? Вполне возможно. Ведь даже та молодежь, которая перенимает искусство матерей и бабушек, предпочитает сменить сельскую жизнь на городскую, где не до вышивок и рукоделия.

Примерно о том же говорит и директор школы бондарства при отделе культуры Ивановского райисполкома Тамара Голик. Мальчишек учат здесь бондарному делу пятеро мастеров, владеющих секретами изготовления деревянных бочек, которыми славилась в прошлом деревня Рыловичи. К этому искусству за десять лет существования школы приобщились сотни юношей. Правда, для них это было лишь временным занятием, оно не переросло в дело всей жизни. Но работа с деревом продолжает увлекать новых подрастающих мальчишек, наверняка предотвращая негативные повороты в их судьбах и прививая многие полезные навыки, которые пригодятся в любой профессии. По такому подобию на Брестчине работают большинство кружков и специфических школ, органично вписавшихся в структуру системы образования, культуры. Не у всех получается так, как это делают, например, мастера гончарного дела в деревне Городная Столинского района, где ручное производство посуды из глины поставлено на поток, а его секреты, как и в прошлые века, передаются от дедов к внукам. Но благодаря привлечению к традиционной практике взрослыми мастерами молодежи истоки их искусства не иссякнут.

В этом убеждает долгий путь в бондарное дело военного пенсионера из поселка Линово Пружанского района Александра Голубева. С юности мечтал он научиться делать бочки из дерева, а осуществил эту мечту только сравнительно недавно, когда оставил военную службу. Долго изучал подполковник специальную литературу, пробовал, следуя книжным советам, окольцовывать металлом выстроганные ребра из дуба, липы для своей бочки, но ничего не получалось. Понял, что самостоятельно бондарских секретов не постичь, и стал искать тех людей, которые поделились бы с ним уникальным опытом. В Пружанском и близлежащих районах таковых не нашел и поехал в Иваново. Только здесь встретил не жадных на тайны ремесла людей, а способных ему помочь. Сейчас у военного пенсионера нет отбоя от заказчиков. Узнав об успехах отца, уже несколько заказов сделал и сын, живущий в Москве. Для себя и своих друзей он просит смастерить не только дубовые бочки для натуральных вин, но и ковши для бани. «Если бы бондарей в нашей округе было хотя бы несколько, — мечтает Александр Голубев, — то удовлетворить растущий спрос на деревянную бочку нам вместе было бы проще и тогда по примеру ивановцев можно было бы организовать школу бондарей для детей».

У мечты подполковника есть огромный, ему пока не ведомый потенциал. Его дом стоит у моста через железнодорожную магистраль, построенного в пятидесятых годах прошлого века специально для того, чтобы автокортеж первого лица государства Никиты Хрущева смог, не останавливаясь перед шлагбаумом, быстро пересечь рельсы по трассе, ведущей в Беловежскую пущу. Сегодня в связи с нарастающим туристическим значением заповедного леса эта дорога должна стать более оживленной. Задумка пружанского бондаря расширить свое дело за счет привлечения таких же увлеченных людей  очень кстати.

На снимках: бездежские рукодельницы со своими изделиями на праздновании Дня белорусской письменности в Ганцевичах; Александр ГОЛУБЕВ и его бочки.

 

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter