Творец всегда должник вселенной?

Разговор сердитого зрителя с главным режиссером.
Разговор сердитого зрителя с главным режиссером

О поставщиках средней руки на наших подмостках

Уважаемая редакция! В течение последних лет мой любимый Купаловский театр, на сцене которого воплощались великие произведения классической драматургии, мучительно топчется на одном месте, словно боясь широких путей. Безусловно, на Купаловской сцене появляются достойные постановки, но рядом с ними в репертуаре все чаще находят место такие "перлы" сценического искусства, которые могут надолго остановить рост театра. Непостижимым образом на одних подмостках уживаются "Тутэйшыя" и "Смак яблыка", "Паўлiнка" и "Каханне ў стылi барока", "Страсцi па Аўдзею" и "Кiм", "Князь Вiтаўт" и "Парфён i Аляксандра" - этот список можно продолжать еще долго...

Нынче много разговоров об упадке современной белорусской литературы и драмы. Если это и так (что можно оспаривать), то только частные, антрепризные театрики могут падать духом. Государственный же, академический театр, призванный обслуживать высшие запросы литературных и художественных вкусов, может спокойно, как и подобает академии, вести свою далекую от злободневной суетности работу. Национальная сцена должна мужественно отказаться от услуг той явно второсортной драматургии, что липкой безвкусицей покрыла эти благородные подмостки.

Безусловно, ни один из признающих прогресс театров не может отворачиваться от молодых побегов литературы - иначе он впадет в рутину и в конце концов покроется плесенью. Пускай на подмостках Купаловского театра рядом с испытанными образцами старой драматургии найдут себе приют молодые, искренние и действительно талантливые спектакли, но имена заведомых театральных поставщиков средней руки должны навсегда покинуть эти, ко многому обязывающие, стены.

Инна ДУДКО, преподаватель белорусского языка и литературы, постоянный зритель Национального академического театра имени Я.Купалы.


Мы консервативны. Но молодые ростки будем поддерживать всегда

Театр, как любой живой организм, переживает свои взлеты и падения. На подобные упреки мне приходилось отвечать и раньше. В то время я был гораздо моложе и импульсивнее... Сейчас же хотелось бы обойтись без обид, жизнь настолько многомерна, сложна, многогранна... Безусловно, я могу согласиться, что "Парфён i Аляксандра" - не шедевр белорусской драматургии. Но пошлости в спектакле фактически нет. А есть очень изящное, лубочное оформление Бориса Герлована. Изначально эта пьеса и была решена как лубок. Геннадий Гарбук однажды принес мне ее со словами: "Прочитай, пожалуйста, я бы с удовольствием это сыграл". Ради Гарбука и двух молодых актрис я решился на постановку. Театру иногда нужен такой спектакль, который мог бы "разбавить" серьезный репертуар. Мы ведь зависим от дотаций. Это в Швеции, Франции или Англии национальные театры субсидируются на 100 процентов и могут себе позволить любые интеллектуальные эксперименты. Но еще в 20-е годы Станиславский сетовал на то, сколько "всякой чепухи" ему приходится ставить!

Увы, вкус современного зрителя развращен бесконечными "Аншлагами", петросянами, галкиными. Их аудиторию вы не заманите ни на "Эрика XIV", ни на "Мертвые души", ни на "Ревизора". Хотя можно попытаться поставить классику так, как это сделал, например, Игорь Афанасьев (его "Ревизора" театр Ивана Франко недавно привозил к нам). Кстати, сейчас он возглавляет продюсерский центр "Театр Игоря Афанасьева" в Америке и буквально только что звонил нам из Нью-Йорка, предлагал совместный проект. Предложение показалось мне любопытным - в ближайшее время на худсовете мы его обсудим. Впрочем, сегодня театр Янки Купалы получает немало предложений о международном сотрудничестве. Швеция, Эстония, Финляндия, Украина... Ближайшим из таких проектов станет совместная постановка с московским центром Мейерхольда.

Могу сказать, что наступивший год обещает быть для театра насыщенным. Сейчас, например, молодой режиссер Владимир Щербань работает над знаменитой пьесой английского классика Тома Стоппарда "Вошел вольный человек" - о так называемых "маленьких людях", которые всю жизнь живут стремлением что-то сделать, но ничего не достигают. На мой взгляд, Стоппард во многом похож на Гоголя, так же любит людей... Гоголь, кстати, будет у нас следующим - хочу поставить "Мертвые души" на купаловской сцене. Поскольку материал это рисковый, сначала я решил опробовать его в гомельском театре с актерами, которых знаю так же хорошо, как своих. Спектакль там так и называется - "Мертвые души". Но в театре Янки Купалы, скорее всего, будет другое название: "Павел Иваныч Чичиков", мистическая комедия - вопросительный знак - по поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души". Когда я ознакомился с переводом Владимира Некляева, все сомнения отпали окончательно.

В мае начинает репетиции Николай Пинигин - осенью планируется премьера спектакля "Сымон-музыка" по Якубу Коласу. Дальше, возможно, будет Шекспир. Пока не буду говорить, что именно, спектакль выйдет уже в 2006-м. На Малой сцене сейчас репетирует Владимир Савицкий, ставит "Дикую охоту короля Стаха". Вообще, я считаю, что театр Янки Купалы в большом долгу перед Короткевичем. Скорее всего, через год я сам обращусь к не менее знаменитому его произведению "Ладдзя роспачы". Но еще в этом сезоне мы должны выпустить спектакль по пьесе молодого белорусского драматурга Галины Войтенко "Дзынь, дзынь", ставить ее будет Геннадий Давыдько. Кроме того, еще в прошлом году, учитывая желание наших актеров делать спектакли самостоятельно, мы разработали специальное положение о самостоятельных работах. Несколько таких актерских спектаклей зрители увидят также в этом сезоне.

Безусловно, кое-что исчезнет с афиши. Но по-прежнему в большинстве останутся пьесы белорусских авторов. Мы очень консервативны в данном случае. И молодую белорусскую драматургию будем по-прежнему поддерживать. Пусть она даже существует только в задатках, в ростках, в побегах - но без поддержки национального театра из этих побегов едва ли вырастет что-то достойное.

Валерий РАЕВСКИЙ, народный артист, художественный руководитель Национального академического театра имени Я.Купалы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter