Творец Победы

11 ноября архитектору Георгию Заборскому исполнилось бы 95 лет
11 ноября архитектору Георгию Заборскому исполнилось бы 95 лет

Он вошел в историю уже потому, что вместе с единомышленниками создал знаменитый монумент Победы в Минске. Недавно в архивах обнаружились документы, свидетельствующие: Заборский еще в 1943-м начал вынашивать идею памятника - в холоде, без света, в больничной палате в уральском городке Троицк. Подрамник смастерил из досок от забора, рисовал на клочках бумаги. На одном из таких, пронесенных через всю войну, перед нами лежит первый эскиз монумента: на нем узнаются лишь очертания...

"Из юноши получится хороший архитектор"

Родился Георгий в семье железнодорожного служащего. По отцовской линии род ведет свое начало из полоцкой земли. И, вероятно, полагают некоторые исследователи, какими-то нитями связан с личностью Петра Заборского, украшавшего Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на Истре - один из прекраснейших памятников русского зодчества. Может, отсюда увлечение Георгия архитектурой?

Или от Станислава Гейдукевича, известного в свое время минского архитектора, построившего один из знаменитых городских доходных домов (нынешняя ул. Советская, 17). Гейдукевич был частым гостем в доме Заборских. А может, привил любовь к зодчеству Иосиф Лангбард, с которым Заборский познакомился в конце 20-х на строительстве Дома правительства?

Лангбард, кстати, поможет потом своему ученику поступить в Ленинграде во Всероссийскую академию художеств. Директор академии Исаак Бродский заметит его еще на экзаменах: "Этого золотоволосого парня из Белоруссии все же необходимо принять. Не берусь судить о его математических способностях (Заборский провалил арифметику. - В.К., Г.Ш.), но с уверенностью могу сказать, что глаз у него остер, рука в рисунке тверда, композиция не лишена фантазии. Из юноши получится хороший архитектор".

Георгий не стал задерживаться в Северной Пальмире. В 40-м он возвращается из Ленинграда в Минск, где возглавляет научную экспедицию по изучению памятников зодчества и искусства Гомельской и Полесской областей. Одновременно работает над проектом памятника в честь объединения Западной Белоруссии и БССР. С того времени берет начало его творческий союз со скульптором Алексеем Глебовым.

"Построим новые города!"

В первые дни войны Заборский уходит добровольцем на фронт. Под Смоленском получает ранение. "Меня не брали ни штык, ни пули, - писал архитектор своему коллеге скульптору Заиру Азгуру 11 июля 1942 года. - Но вот под Ярцевом в неравном бою я был дважды тяжело ранен. Сначала было прострелено горло и шея. Поздно вечером попал к немцам. Я был еще жив. Левая рука и левая нога не работали, и здоровой рукой я кое-как бросил последнюю гранату, и я угадал в пулеметный расчет. Но разорвавшаяся недалеко мина осколком мне разбила два позвонка на шее и застряла там по сей день, и достать ее нет возможности. Утром меня подобрали. Я не мог пошевелиться, разговаривать и даже пить воду. Так продолжалось дней 15..." Долгое время Георгий Владимирович держался на одних уколах, пролежал в госпитале в Ессентуках, затем был переправлен в Троицк. На Урале пробыл до конца 1945 года.

В Троицк не сразу пришли первые весточки с родины. Но одной из первых была наша газета. "На днях я случайно получил возможность прочитать старый номер газеты "Советская Белоруссия". Что я в этот момент пережил... - признавался архитектор в одном из писем 43-го года Азгуру. - Но еще больше взволновался, когда прочел о работе белорусских художников. Живы и работают. Моей радости нет предела... Живы белорусы и будут жить! Построим новые города!.."

Первый город, за который взялся архитектор со своими коллегами после войны, - древний Полоцк: преимущественно деревянный, он почти весь выгорел - пришлось отстраивать заново. Проект Заборского был отправлен в Москву, и сам Алексей Щусев отметил работу молодого архитектора. Георгий Владимирович вынес промышленные предприятия за исторический центр. Но в Минске проект не решались принять. Многим была непонятна идея сохранить памятники истории, тем более что это были в основном культовые сооружения. Сам Цанава, министр внутренних дел республики, кинул жесткую реплику в адрес Заборского. Заступились старшие коллеги.

После войны он, единственный коренной минчанин, вместе с коллегами-архитекторами из других городов Советского Союза создавал новый облик нашей столицы. Карандашу мастера принадлежат проекты застройки улицы Ленина, отдельных участков проспекта Скорины (в том числе в соавторстве - площадей Ленина, Октябрьской, Калинина), здания ЦК ЛКСМБ (ныне БРСМ), аэровокзала, суворовского училища и многих других.

В 1951 году начальник управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров БССР Владимир Король говорил: "В послевоенные годы, несмотря на тяжелое состояние здоровья в результате ранения, Г.В.Заборский является наиболее активным архитектором-зодчим по восстановлению и строительству Минска. Будучи руководителем мастерской "Белгоспроекта" он организовал вокруг себя коллектив специалистов и пользуется его уважением и доверием".

Монументальная идея

В работе над "Победой" застал Заборского летом 1942 года Виктор Волчек, в будущем заслуженный архитектор БССР. В троицком госпитале он искал пополнение личного состава своей части из числа выздоровевших солдат. Волчек вспоминал: "Передо мной стоял изможденный от страданий и боли человек. Вряд ли бы я узнал Жору, если бы не его глаза, которые всегда светились особым азартом. После немногословных приветствий и просьбы найти хорошей белой бумаги он стал показывать свои эскизы-миниатюры, большей частью выполненные карандашом на случайных обрывках газет, на обертках бинтовых пакетов. Для меня это было потрясением! В тот сложный и напряженный период Заборский уже вынашивал идею создания памятника Победы для своего родного Минска, улицы которого еще два года будут топтать немецкие сапоги".

В сентябре 1942 года Георгий Владимирович получает письмо от Александра Воинова, председателя Союза архитекторов БССР, - тот интересуется творческими планами. Заборский немедленно пишет ответ: "Я инвалид Отечественной войны, я честно сражался за честь, свободу и будущее своей родины до последней возможности. И те остатки сил и здоровья, которыми я располагаю сейчас, искренне отдаю дальнейшей борьбе. И я вновь в строю, но мое оружие уже не штык и граната, а карандаш и кисть... Я избрал для работы первое задание: составление эскиза идеи проекта памятника героям Отечественной войны".

В 1950 году объявили всесоюзный открытый конкурс на лучший проект монумента Победы. Тогда совет жюри не утвердил ни одного из представленных вариантов. Но работа Заборского была отмечена как лучшая. Результат второго, закрытого конкурса, был тот же - выбрали проект Георгия Владимировича. Окончательно. Вместе с Заборским "Победу" ваяли В.Король, З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов, С.Селиханов. Монумент открыли в 1954 году, к десятилетию освобождения Белоруссии. Плоскости обелиска ассоциируются с белорусскими рушниками - они как дар, как память и благодарность белорусов воинам-освободителям.

Минск чтит память своего зодчего. Установлена мемориальная доска на доме по улице Ленина, 5, который он построил и где когда-то жил. А вчера на могиле архитектора на Восточном кладбище столицы появился памятник работы его ученика Леонарда Москалевича. Коммунальный переулок возле суворовского училища переименован в переулок Заборского. В 1998 году, незадолго до смерти, Георгий Владимирович успел увидеть книгу о своем творчестве, написанную историком белорусской архитектуры Вячеславом Чернатовым.

Виктор КОРБУТ, "СБ".

Галина ШОСТАК, ведущий научный сотрудник Белгосархива научно-технической документации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter