Художница Светлана Ветрова - о ручном ткачестве, исторической реконструкции и арт-экспедициях

Творчество — в движении

«Я — сказочница!» — говорит о себе Светлана Ветрова. Много лет она была художником газеты «Знамя юности» — этот яркий период она вспоминает часто и с удовольствием. Затем, как многие творческие люди, отправилась в поисках вдохновения подальше от большого города — переехала в деревню. Сейчас она представляет собой классический пример кочующего творца: между Европой и Азией, Балтикой и Тихим океаном, между Минском и самыми дальними уголками Беларуси — куда только не заводят ее поиски вдохновения и судьба мастера–ремесленника, исторического реконструктора и труженика кисти.

Ткачество — лишь одно из занятий Светланы Ветровой.
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

— Мне постоянно нужна новизна! — признается Светлана Ветрова. — Поэтому, помимо живописи и графики, в моей жизни хватает и других увлечений. Так, друзья позвали однажды на реконструкторский фестиваль в качестве гостя — а мне понравилось. Я обнаружила, что для художников и ремесленников в этой сфере хватает дел, они востребованы, могут не только реализовывать себя, но и зарабатывать на жизнь.

Первым проектом Светланы и ее друзей стала... харчевня. Да–да, настоящая харчевня IX — XI веков. Никакой картошечки или помидорчиков, да и очень многих привычных сегодня продуктов Европа, и в частности Беларусь, в те времена еще не знала.

— Люди в то время ели много мяса, много капусты, а вместо картошки была репа: с ней прекрасно готовятся все те блюда, в которые мы сегодня добавляем бульбу, — просветила меня Светлана. — Правда, с этим корнеплодом в Беларуси беда, он здесь очень плохо растет. Знаю, потому что репу для харчевни мы выращивали сами на моих 20 сотках в деревне Петровщина Молодечненского района.

Раннесредневековую кулинарию в исполнении Светланы друзья и знакомые вспоминают до сих пор. А она, освоив готовку на открытом огне в старинной утвари, увлеклась новым делом — белорусским ручным ткачеством. С ткацким станком ее можно увидеть на многих праздниках в Минске и за его пределами, причем демонстрируется не только старинное искусство, но и мастерство перевоплощения: только недавно в обличье грузинки Светлана Ветрова давала мастер–классы на «Тбилисобе».

«Красные цветы».

— Училась ткать я в Студенческом этнографическом товариществе, очень помогла мне Мария Винникова из НАН Беларуси — уникальный специалист по ручному узорному ткачеству, — делится художница (и, кстати, член Белорусского союза мастеров народного творчества) историей своего увлечения. — Сделали мне копию аутентичного белорусского ткацкого станка, правда, несколько уменьшенную. Но надо понимать, что большие станки появились у нас в период развития мануфактур, а изначально ширина тканого полотна была 30 — 40 см, не больше.

Увлекшись ткачеством, Светлана освоила стародавние узоры, а потом неизбежно начала добавлять в них нечто свое — как и любому художнику, заниматься простым копированием ей неинтересно. Разнообразные орнаменты совершенно естественно появляются и в ее живописных работах, являясь частью авторского стиля.

— Белорусские кросна я, наверное, в случае апокалипсиса способна собрать из палок в любом лесу, — шутит Светлана. — Хотя уже несколько лет не тку в чисто ремесленном смысле. Ручное узорное ткачество — очень трудоемкий процесс, одну вещь делаешь по полгода, и стоят такие изделия настолько дорого, что или выставлять на них заоблачный ценник, или уж пусть они остаются в семье. Поэтому я даю мастер–классы на праздниках и пропагандирую это ремесло. А вот за настоящей учебой желающих направляю по тому же адресу, где учили меня.

«Связи».

Также она занимается созданием старинных костюмов. Вообще, историческая реконструкция — очень серьезная вещь, которая давным–давно перестала быть игрой, объясняет Светлана:

— Максимально точно шьются костюмы — и надо обосновывать, на основании чего вы делаете ту или иную вещь. Потому что можно заниматься созданием точных копий по материалам каких–то раскопок, а можно — стилизацией. Как художнику мне, конечно, стилизации интереснее. Это работа не «от головы», как может показаться, она базируется на изучении множества источников, на основании которых я утверждаю, что созданный мной костюм соответствует конкретному историческому периоду. Кроме того, встречают по одежке, и в Средние века это была не метафора. Костюм действительно являлся паспортом человека, по нему можно было судить о том, из какой вы местности, замужем или нет, сколько у вас детей, фактически с помощью одежды можно было рассказать о себе все.

Об исторической реконструкции, экспериментальной археологии, о том, можно или нельзя ткать на вертикальном станке и могли ли в племени дреговичей носить голубые платья, она готова говорить часами. Равно как и об очередной поездке за вдохновением:

— Собираюсь в творческую экспедицию в Армению, очень хочу наладить арт–маршрут, по которому можно будет возить белорусских художников, а по итогам устраивать выставки и там, и у нас. Мне кажется, это хорошая цель! Пока отправляюсь на разведку, искать место, подходящее под арт–резиденцию, куда потом со мной смогут отправиться другие наши мастера.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter