Режиссер Юлия Шатун о кино без бюджета и учебе без университета

Творчество – это всегда о личном

Юлии Шатун — 26. По специальности — менеджер-культуролог, по существу — влюбленный в кино режиссер-самоучка. На прошлогоднем Международном минском кинофестивале “Лістапад” ее дебютный полнометражный фильм “Завтра” стал лучшей игровой картиной в Национальном конкурсе и первой белорусской работой, которой удалось войти в международный конкурс кинодебютов “Молодость на марше”. В июле эта лента завоевала сразу четыре награды на крупном Международном кинофестивале в Марселе. А на прошлой неделе фильм вышел в столичный прокат. Решается вопрос о его показе в регионах. Кому-то это покажется невозможным: на картину было потрачено всего около 40 долларов, в главных ролях снялись не профессиональные актеры, а родители самой Юли. Но молодому талантливому режиссеру и этого хватило, чтобы создать выразительный образ современного белорусского общества, который оценили и зрители, и критики.

— Юля, говорят, в современном мире без денег ничего не добиться. Но у вас получилось даже фильм снять с минимальным бюджетом. То есть деньги сегодня решают не всё?
Фото из личного архива

— Конечно, не всё. Но и без них сложно. Сегодня фильм можно снять условно на мобильный телефон.

И снимать так можно всю жизнь. Но этого недостаточно, если ты хочешь, чтобы кино было твоей основной сферой деятельности, которая приносила бы доход. Этот технологичный вид искусства требует денег, чтобы развиваться и делать качественный продукт. Понятное дело, зрителей в первую очередь цепляют не технические совершенства, а художественное качество фильма. Но когда есть ресурсы, ты как автор более свободен. На многое в моем фильме, даже на его сюжетную линию, повлияли финансовые ограничения, которые у меня были.

— Ваша мама, увидев сценарий, сказала: “Юля, зачем ты написала историю про нашу жизнь?” Не страшно личное выносить на всеобщее обозрение?

— “Завтра” — игровой фильм, не документальный. Поэтому понятно, что это не история, полностью списанная с нашей семьи. Но многие моменты действительно взяты из моей жизни, жизни близких, соседей, родственников. И разумеется, это личное. Но мне кажется, что любой режиссер, художник, писатель в своем творчестве выставляет на обозрение нечто сокровенное — это его переживания, чувства, эмоции. Поэтому делиться личным неизбежно, если ты хочешь заниматься чем-то в области искусства. Я не задумывала снять кино вот именно на такую тему, просто эта история стала как-то постепенно формироваться в голове и возникла некая духовная потребность поделиться ею с другими. Одна из моих любимых цитат по поводу искусства: “Если можете не писать — не пишите”. По сути, я сняла кино потому, что не могла этого не сделать.

— В последнее время довольно часто в качестве сценариста, режиссера, продюсера выступает один человек.  Для вас это приемлемый вариант?

— Наверное, нет. Я хотела бы быть только сценаристом и режиссером. Продюсерство — это вынужденное. Не хотела бы думать о куче административных вещей. И нужен не только продюсер, но и другие люди в команде вроде второго режиссера, который помогал бы в каких-то мелочах. Потому что, когда ты думаешь обо всем и сразу, то рискуешь упустить какие-то важные моменты.

— В ноябре прошлого года ваша работа победила на минском “Лістападзе”, в июле привезла несколько наград из Марселя. Легко ли попасть на международный фестиваль малоизвестному режиссеру?

— Я всегда верила в справедливость. Считала, если фильм талантливый, ты просто отсылаешь его на фестиваль, его смотрят и отбирают на следующий этап. Признаться, мне казалось, что так делают даже на фестивалях класса А. Хотя потом многие мне рассказывали, что такой высокий уровень без связей и известного имени не осилить. А вот попасть на минский и марсельский кинофорумы оказалось несложно. На первый сама отправила заявку, а второй посоветовали в “АРТ Корпорейшн” — компании, которая делает “Лістапад” и которой сейчас принадлежат дистрибьюторские права на фильм.

— С марсельского фестиваля фильм привез сразу четыре награды. Верили, что так повезет? Все-таки другая страна, другой менталитет. Это белорусам зашла история о самих себе...

— Признаться, не ожидала получить и одной награды, все-таки этот фестиваль достаточно высокого художественного уровня, была сильная конкуренция. А по поводу менталитета... Мне кажется, с развитием интернета стираются многие границы. Люди могут смотреть одни и те же фильмы, переживать по поводу одних и тех же событий, слушать одну и ту же музыку, ходить в одинаковой одежде... Сегодня различий намного меньше, чем когда-либо. Да и похожесть людей, на мой взгляд, определяется не территорией, где они живут, а какими-то другими вещами. Многие в Марселе подходили после просмотра фильма, делились впечатлениями и говорили, что то, что они увидели, очень близко им.

— Я так понимаю, вы не из творческой семьи. Откуда тогда такая тяга к искусству?

— У меня папа немного творческий. По первому образованию — культорганизатор. В молодости участвовал в КВН, играл в народном театре, даже немного снимал. Рассказывал, что когда учился в инязе в Минске, первым в университете обзавелся кинокамерой. Возможно, действительно что-то от него передалось. Но я не росла в творческой среде. И мне кажется, это необязательно для того, чтобы увлечься искусством. Это обыкновенный интерес к миру. Для человека естественно познавать.

— Желание погрузиться глубже в искусство и определило ваш выбор профессии?

— Я окончила Белорусский государственный университет культуры и искусства по специальности “Прикладная культурология”, но работаю в основном в сфере SMM (маркетинг в социальных сетях). Не могу сказать, что осознанно выбирала профессию. Нет в школе для этого подготовки. Ты совершенно не понимаешь, чем конкретно будешь заниматься, когда получишь то или иное образование. Понимала, что у меня есть тяга к гуманитарной сфере, просматривала варианты. Думала поступать на режиссеру или журналистику, но там надо было проходить творческий конкурс, и я как человек неуверенный в себе решила, что не пройду его, выбрала вариант без него.

— Нет желания продолжить обучение в киношколе, раз вам так нравится кино?

— Сейчас мне кажется, что на режиссера необязательно учиться. Главное обучение для него — как можно более осознанно смотреть кино. Не знаю, как можно научиться снимать по-другому. Поэтому я воспринимаю только те киношколы, где учат не ремеслу, а зрению. В одну из таких школ в Москве сейчас предложили поехать. Она соотносится с моими представлениями об учебе, поэтому, возможно, и соглашусь.

— Не приходилось сталкиваться с упреками профессиональных режиссеров: мол, сняла тут девочка фильм и пытается с нами конкурировать?

— Слышала, что были какие-то обиды. Наверное, есть такое, что люди, которые отучились пять лет, свысока смотрят на человека без образования, пытающегося чего-то добиться в этой же сфере. И когда речь идет, например, о стоматологе, это обоснованно. Но режиссера, на мой взгляд, это не должно касаться. Здесь значение имеет только результат — хороший фильм.

— Что дают победы в конкурсах и на фестивалях, открывают ли они двери молодому художнику в большой мир искусства?

— Это дает определенные знакомства, опыт. Но нет такого: о, талантливый режиссер, давайте позовем его в этот проект или поможем финансово. Никаких конкретных предложений я не получила. Однако мне кажется, если человек побеждает в национальном конкурсе, ему могла бы выделяться помощь от государства на производство следующего фильма. Мне видится это очень логичным. В масштабах страны это были бы небольшие деньги, ведь речь идет не о миллионе долларов. Мне кажется, у нас недостаточно созданы условия для развития интеллектуальной, гуманитарной, научной сфер. Нет системы грантов. Если человек себя проявил, у него должна быть возможность заниматься любимым делом и он не должен тратить время и жизнь, чтобы работать просто ради выживания. Я за финансовую поддержку со стороны государства, естественно, за какие-то заслуги.

— Чем живет и о чем мечтает режиссер Юлия Шатун спустя почти год после первого большого успеха?

— Закончили монтаж совместного альманаха с Никитой Лаврецким и Алексеем Свирским. Это фильм о нашей собственной жизни. Все события, которые происходят в каждом отрывке, случались в реальной жизни с нами максимум за неделю до съемок. В главной роли тоже мы сами. Что будет дальше с фильмом, пока не знаю. Я не продюсер. Для меня это не главное. Моя сверхзадача как режиссера — готовый фильм с титрами.

О ЧЕМ КИНО?

“Завтра” рассказывает историю обычной семьи из провинции. Учитель английского языка Анатолий устраивается распространителем листовок, чтобы хоть что-то заработать. У него есть жена, сын, который учится в Минске, незаконченный ремонт, долги и счастливый лотерейный билет, который на несколько секунд дает ему возможность помечтать.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter