Творчество — это слово, музыка и любовь

С председателем Конфедерации творческих союзов, известным актером, телеведущим и режиссером Геннадием Давыдько мы встретились в его маленьком рабочем кабинете...

С председателем Конфедерации творческих союзов, известным актером, телеведущим и режиссером Геннадием Давыдько мы встретились в его маленьком рабочем кабинете. (Кстати, недавно Геннадий Брониславович вновь избран депутатом Палаты представителей — поздравляем!) Давнее знакомство позволяло нам общаться раскованно, без тормозящей диалог адаптации к малоизвестному собеседнику. Поэтому без взаимных расшаркиваний и ненужного в этом случае политеса мы начали говорить...


— Человек творящий в вашем понимании, он кто?


— Если представить себе нашу планету как множество хорошо ухоженных клумб–государств, то творцы — это цветы, на них произрастающие. Люди смотрят на них и любуются, видя эту красоту, и такой же представляют и страну, которая ее создала. Великие ученые, писатели, артисты, певцы, спортсмены — во все времена и у всех народов был творящий слой, востребованный и почитаемый. Ими должна гордиться страна и, естественно, вносить в эту клумбу удобрения, поливать и ухаживать.


— А для чего такие люди должны объединяться в некие творческие союзы, платить взносы, ходить на собрания, если они по жизни реализованы, успешны и самодостаточны?


— Природа творчества интимна. Художник всегда одинок, и его склад ума не прагматичен. Он, как большой ребенок, пугается всякой бумажки с гербовой печатью, часто не понимая ее смысла, негодуя по поводу грубой и несовершенной формы таких документов. В большой степени именно поэтому творцы объединялись и ныне объединяются в союзы. Это происходит еще и потому, чтобы, во–первых, оставаясь одиноким в творчестве, не быть одиноким в жизни. Художнику необходимо общение с другими художниками. Во–вторых, так легче адаптироваться в современном обществе с его подчас суровыми законами.


— А вам не кажется, что нынешние творческие союзы — это подчас некий атавизм старой советской идеологической структуры, когда слово приравнивалось к штыку и даже поэзия была партийной и пролетарской?


— А если и так? У Запада не надо все перенимать. Однако что у них действительно хорошо развито, так это гражданское общество. Так вот, насколько я знаю, во всех цивилизованных странах, творчество стимулируется государством через общественные объединения — считай, наши творческие союзы. И денег на культуру там никто не жалеет, потому что выгоднее хорошо платить учителям, чем потом нанимать огромное количество полицейских.


— Вы, насколько я понял, говорите о творческих союзах как о некоем подобии профсоюза, который социально защищает людей той или иной профессии ввиду схожести интересов. Так?


— Нет, совсем не так! Сообщество творцов отличается неким духом, аурой, взглядами на мир, вселенную, человека. И главное в нем — общение, дороже которого у художника ничего нет. Отними у него эту связь — и творческая смерть неминуема. Впрочем, собираемся мы в последнее время очень редко: своего–то дома у нас как не было, так и нет.


— А как, по вашему мнению, творец и чиновник — вещи совместимые? Вы ведь на своем опыте это могли проверить, будучи актером и директором театра, а потом депутатом и режиссером...


— Чиновник, если он на своем месте, должен понимать, что если не будет развиваться культура в обществе — а это базис мировоззрения, сиречь идеологии, — то тогда нет смысла и в его деятельности. «Разруха, — цитируя профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца», — начинается не в клозетах, а в головах». Я не так давно был в Италии, любовался великим искусством и там вдруг подумал: каким бы был Ватикан, если бы в эпоху Возрождения князи церкви, уж извините за вольность, не купили великих художников, поэтов, музыкантов? И был бы так силен сегодня католицизм и его идеология, не будь великих Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцара?.. Искусство — это могучий усилитель философских воззрений, и государство, если оно стремится быть сильным и единым, должно вкладывать в человека творящего не меньше, а, может быть, больше, чем в экономику.


— Какой образ, созданный в театре, ближе всего Геннадию Давыдько как человеку и гражданину?


— Как ни странно, это князь Витовт. Пусть говорят, что это не лучшая пьеса Алексея Дударева, что она публицистична и похожа на картинку без полутонов, что она простая и жесткая, как плакат. Может быть, и так, может быть, в ней и недостает мифа, романтизма, мелодраматичности. Только вот граждан этот спектакль точно воспитывал и гордость за свою историю вызывал. Вот тут и пожалеешь, что спектакль из репертуара Купаловского театра убрали. Спросите, кто «убил» «Князя Витовта»? Как это ни парадоксально звучит, но это — школьные учителя, которые заставляли детей строем ходить в театр. Нельзя заставить человека любить свою историю насильно, тут по приказу ничего не получится.


— А будет ли возрожден домик искусств, белорусский Монмартр, который существовал многие годы в центре Минска? Его еще называли «пряничным домиком»... Теперь здание по праву принадлежит нашей епархии... Но было совсем неплохо, когда люди творящие собирались в одном месте в одно время, чтобы обменяться своими ощущениями по поводу, уж извините за пафос, смысла бытия, поговорить о том, что сотворили твои коллеги, и просто поболтать по поводу собственных «завиральных» задумок.


— Правильно! Артистам, конечно же, надо встречаться. Ведь только среди своих можно быть самим собой, когда одно слово коллеги может продвинуть тебя на новый уровень собственного творчества. Я готовлю обращение и к министру культуры, и к мэру города, и к руководству нашего государства. Конечно, не за просто так мы хотим получить в центре Минска приличное здание. Представляете, что могут сотворить в своем доме 13 творческих союзов? Вспомните маленькие парижские кафе XIX века — и вы поймете, что я прав. Прибавьте к этому современные технологии — и вот он, прорыв к искусству третьего тысячелетия.


— Во времена, когда я был секретарем Союза кинематографистов БССР, у нас был знаменитый в городе Дом кино в Красном костеле. Там действительно кипела творческая жизнь, и в маленьком баре встречались большие мастера искусств, где, не будем ханжествовать, за бокалом вина рождались гениальные стихи, пьесы и песни. Ныне, насколько я знаю, ничего похожего в столице нет?


— Конечно, Дом кино есть, но это собственность кинопроката, там пока проводятся малоинтересные мероприятия под грифом Союза кинематографистов. Простое съемное жилье, где не творят, а выживают. По сути, дома для творцов сегодня у нас нет. Мечтаю, вижу, грежу таким домом... Нам есть что показать. Страна может гордиться не только спортсменами — победителями Олимпиад и чемпионатов, но и своей культурой, известной и уважаемой в мире.


— А чем еще ныне увлечен актер, телеведущий и режиссер Геннадий Давыдько?


— Вам первому говорю, что я закончил карьеру театрального актера. Последняя моя роль — князь Витовт. Свои мысли и чувства сегодня доверяю бумаге: пишу стихи, рассказы, пьесы, сценарии. Они пребывают в полуготовом виде, и, увы, не хватает энергии действия, чтобы их напечатать, поставить и снять. Понемногу снимаюсь в немудреных телесериалах, чтобы уж совсем профессию не потерять, а главное мое дело сегодня — это режиссура.


Для справки


Конфедерация творческих союзов — общественная организация, в состав которой входят 13 субъектов, в том числе союзы композиторов, архитекторов, дизайнеров, кинематографистов, писателей, союзы мастеров народного творчества, художников, театральных деятелей, журналистов... Всего конфедерация объединила 10.000 профессиональных работников творческого труда. Основателем и первым председателем Союза творческих союзов был народный артист БССР и СССР Николай Еременко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter