Творческий замес

В Минске открылась выставка дизайна от студентов БГАИ

За 50 лет кафедра декоративно-прикладного искусства БГАИ вырастила более 350 художников

Они выдувают стекло, льют металл, лепят из глины, а из них самих ваяют… художников. И замес этот кропотливо-бережный, не подавляющий яркую индивидуальность и возможность самовыражения. В этом долгом процессе присутствует и «обжиг», и «глазурование», и… строгие «металлические нотки», и много еще такого, без чего не получишь «штучное изделие» — творческую личность. В результате такой одухотворенной «лепки» за 50 лет своего существования кафедра декоративно-прикладного искусства Белорусской государственной академии искусств дала республике более 350 художников. Среди них — лауреаты государственных премий и международных конкурсов, талантливые практики.

Здесь нет количественного потока. Всего по шесть студентов набирают на каждую из специализаций, а их на кафедре три: изделия из металла, керамики, стекла. У ребят есть возможность воплощать в жизнь свои первые творческие проекты в учебно-производственных мастерских гончарных изделий, по обжигу керамических и стеклянных изделий, глазурованию керамических изделий, изготовлению гипсомодельных изделий, подготовке керамических масс, глазурей, художественной обработке металлов.

Интересен тот факт, что практически все преподаватели кафедры «родом» из нее. Не это ли дает им не только ясное понимание, чему и как учить, но и духовную общность со своими студентами, а еще — умение по-настоящему увлечь, раззадорить их здоровые, а то и перехлестывающие через край амбиции? Ведь есть на кого равняться ребятам, преподаватели кафедры — практикующие профессионалы, многие их авторские проекты известны в республике.

К примеру, горельеф «Благовещение», созданный для резиденции митрополита Филарета в Минском епархиальном управлении, — это творческий проект заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства профессора Александры Дятловой:

— Это знаковая работа для меня. В ней есть серьезные моменты осмысления иконографии и применения современного языка пластики, ведь это не чисто каноническое произведение, сложна она и по объемам выполнения — высота ее четыре метра. Но был и еще один удивительный духовный момент. Так совпало, что во время работы над этой темой — Благовещения — у меня появился сын, и, по сути, заканчивала работу уже с маленьким ребенком на руках. Но шел 1984 год, культовая тема была под запретом. Работу чуть не уничтожили. Ее удалось спасти благодаря епархии, Георгию Поплавскому и тем людям, кто поддержал меня. В моем личном деле осталась даже запись об общественном порицании за выполнение культовой работы. Но времена меняются, и тому, за что практически чуть ли не исключили из Союза художников, спустя годы дают совсем иную оценку. Горельеф сейчас является действующей иконой, и перед ней проходят обряды крещения.

Еще одна масштабная работа Александры Дятловой — обрамление иконостаса в Доме милосердия. В интерьере Национального академического Большого театра оперы и балета можно увидеть уникальную балетную пластику скульптурных композиций — «Портрет Н.Трухановой в роли Пери» и «Портрет В. Нижинского в роли Фавна» по мотивам рисунков Леона Бакста.

Значимый для республики и совместный проект художника по стеклу доцента кафедры Людмилы Терех и скульптора Александра Тухто «Негасимая лампада», выполненный для храма Всех Святых.

Как рассказала Людмила Терех, столь серьезную по объему работу она выполняла на Борисовском хрустальном заводе впервые. Размер хрустальной чаши потребовал даже некоторой перестройки оборудования.

— Чаша исполнена в накладном хрустале зеленого цвета, декорирована алмазной гранью. В качестве некоего прообраза я исследовала работы Императорского завода в Петербурге, в Гусь-Хрустальном, потом родился свой собственный эскиз. Алмазная грань на колпаке лампады делает его невесомым, он весь искрится. Нижняя чаша меняет свой цвет — от красного до синего, в зависимости от времени дня, внутри нее располагается подсветка.

Свое авторское видение воплотил в реконструкции фамильной посуды Радзивиллов в Несвижском замке старший преподаватель Алесь Костка, выполнив серию посуды Радзивилловской мануфактуры.

Преподаватель Елена Атрашкевич экспериментирует в традиционном материале — стекле, хрустале, зеркале, создавая в современной технике неожиданные абстрактно-философские образы. В самих их названиях поэзия: «Начало дождя», «Мартики», «Веретено тишины».

Доцент кафедры Лявон Трацевский на вопрос, какая из собственных его работ греет ему душу, назвал «Нефертити». И признался, что, сколько бы ни просили, он не продаст ее ни за какие деньги, оставит ее дома. И принципиально никогда не делает копии своих работ, потому что считает: в керамике работу можно сделать только один раз. Повторы невозможны.

Повторы, действительно, здесь невозможны. В академии терпеливо, бережно и вдохновенно ваяют сегодня тех, кто уже завтра сам станет лепить, рисовать — словом, творить.

По 18 марта в Музее современного искусства проходит выставка «Пространство дизайна», где можно увидеть лучшие работы студентов факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства за последние пять лет.

На снимках: экспонаты выставки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter