Творческий азарт и плодотворная зависть

Послесловие к XIII Минскому международному кинофестивалю
Послесловие к XIII Минскому международному кинофестивалю

Полагаю, еще год–другой — и за нашим «Лiстападам» признают право именоваться итоговым европейским кинофестивалем. Насыщенная конкурсная программа и высокие гости нынешнего минского кинофорума разом определили и новый статус «Лiстапада», и его новые возможности. Выбирать лучшее мировое кино после Канн, Венеции, Берлина — заманчивая перспектива для любого зрителя, но только минчане уполномочены делать это официально. И если «Лiстападу» удастся сохранить тот высокий уровень, которого ему удалось достичь в этом году, в будущем наш кинофестиваль может стать одним из самых престижных и интригующих событий мирового кинематографа: в очередной раз белорусская публика продемонстрировала, что зрительский успех той или иной картины зависит не от количества призов элитарных кинофорумов.

Итак, самым искренним фильмом, достойным «Золота «Лiстапада», зрители признали мелодраму Алексея Балабанова «Мне не больно». Прямо скажем, у минской публики было достаточно времени, чтобы привыкнуть и полюбить нового Балабанова, рискнувшего отказаться от прославивших его бандитских саг в пользу интимных историй, — лидером столичного кинопроката его новая работа с неподражаемой Ренатой Литвиновой в главной роли стала задолго до открытия нашего кинофорума. Почти столько же зрительских симпатий (всего на одну сотую меньше) собрала и картина шведского режиссера Кая Поллака «Как на небесах», завоевавшая «Серебро «Лiстапада». Именно этот фильм можно назвать безусловным фаворитом минского кинофорума: приз жюри кинопрессы, приз международного жюри кинематографистов за лучшую мужскую роль и, безусловно, самый статусный приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» достался этой необыкновенной шведской ленте. Наконец, «Бронзу «Лiстапада» зрители присудили «Беларусьфильму» — за жизнеутверждающую картину Сергея Сычева «Я помню».

Международное жюри кинематографистов отдало свою главную награду британскому режиссеру Кену Лоучу, чей фильм «Ветер, который качает вереск» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на последнем Каннском кинофестивале. Что характерно, у минской публики эта безупречная, высокопрофессиональная, но слишком уж тягостная картина заняла одно из последних мест. В отличие от Лоуча, российскому режиссеру Михаилу Сегалу удалось воссоздать адреналин войны практически без убийств в кадре. С незначительным отрывом от лидеров «Лiстапада» фильм Сегала «Франц + Полина» занял свое место в сердцах судей и публики. Помимо других многочисленных призов и дипломов, эта трепетная экранизация сценария Алеся Адамовича получила и одну из престижнейших наград «Лiстапада» — приз имени Виктора Турова: Ханты–Мансийской компании «Югра–фильм» удалось снять самый белорусский фильм последнего десятилетия.

На закрытие «Лiстапада» прибыл Никита Михалков — знаковая фигура в мире кино. Признаваясь в самых искренних чувствах к белорусскому народу (по собственному признанию, еще большим уважением к белорусам Никита Сергеевич проникся во время работы над своим новым проектом «Утомленные солнцем–2»), Михалков довольно высоко оценил возможности национальной киностудии, назвав «Беларусьфильм» буквально «мощным центром предоставления кинематографических услуг». Обидно, конечно, слышать, но фактически так оно и есть — российского кино на белорусской киностудии создается в разы больше, чем национального. И если раньше белорусские фильмы в конкурсе минского кинофорума стран СНГ и Балтии выглядели достойными других картин, теперь они слишком заметно не дотягивают до уровня нового, международного «Лiстапада». Впрочем, как заметил Михалков, фестивали для того и нужны, «чтобы вызывать творческий азарт и плодотворную зависть». Пока главный итог нашего кинофорума — профессиональный зритель. «Эти 13 лет существования «Лiстапада» позволили нам, руководителям города, другими глазами посмотреть на наши кинотеатры, на проблему кинопоказа, за что отдельное спасибо организаторам фестиваля», — говорит мэр Минска Михаил Павлов. Кинотеатры европейского уровня и достойная киноафиша для белорусской столицы — дело уже привычное. Осталось дождаться, когда «Лiстапад» пробудит «плодотворную зависть» и у отечественных кинематографистов.

Итоги XIII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:

Специальный приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» — «Как на небесах», реж. Кай Поллак (Швеция)

Гран—при «Золото «Лiстапада» — «Мне не больно», реж.Алексей Балабанов (Россия)

«Серебро «Лiстапада» — «Как на небесах», реж. Кай Поллак (Швеция)

«Бронза «Лiстапада» — «Я помню», реж.Сергей Сычев (Беларусь)

Призы международного жюри кинематографистов:

«За лучшую режиссуру» — режиссер Кен Лоуч, «Ветер, который качает вереск» (Великобритания/Ирландия/Франция)

«За лучшую мужскую роль» — актер Микаэль Нюквист, «Как на небесах» (Швеция)

«За лучшую женскую роль» — актриса Микаэла Клингер, «Реквием» (Германия)

«За лучшую мужскую роль второго плана» — актер Федор Добронравов, «Изображая жертву» (Россия)

«За лучшую женскую роль второго плана» — актриса Инга Оболдина, «Мне не больно» (Россия)

Приз жюри кинопрессы — «Как на небесах». реж. Кай Поллак (Швеция)

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter