«Творческие планы — это то, что останется от бытовухи. Такова жизнь»

Художник Владимир Цеслер спорит, сердится, грустит...
Художник Владимир Цеслер спорит, сердится, грустит...

Говоря объективно, по качеству дизайна и идей наша отечественная реклама вряд ли может претендовать на почетные призовые места в мировом рейтинге. Случаются, правда, исключения. Чаще всего — в лице наиболее титулованного мастера белорусского дизайна Владимира Цеслера. Его работы становятся экспонатами в знаменитых музеях, в том числе в Лувре, попадают в топы известнейших проектов мира. В общем, оказываются лучшими, с чем бы их ни сравнивали. Потому что они — творение настоящего художника, несомненно, лучшего в жанре интеллектуальной рекламы. Цеслер — отчаянный эрудит, с ним увлекательно беседовать, но лучше его просто слушать — больше поймешь. Владимир Цеслер размышляет об обществе и искусстве, сомневается в дефиниции дизайна, советует быть проще и раскрывает смысл яйца.

О дизайне

У нас сейчас модно все определять дизайном. Хотите сказать что–то хорошее об интерьере, например, квартиры, скажите, что у него оригинальный дизайн. И всем будет понятно, что вы знаете толк в интерьере. Хотя дизайн, несомненно, понятие совершенно иного свойства. Он предполагает наличие художника–конструктора, который разрабатывает этот самый дизайн — форму, иными словами. Вряд ли то, чем я занимаюсь, можно назвать дизайном. Наверное, я делаю живопись. Наверное, какую–то свою. И скульптуру — тоже свою. Можно ли назвать скульптуру дизайном, если она нереалистична, не похожа ни на одну другую?

Об искусстве

Искусство — это большей частью порождение коммерции. На сегодняшний день отношения купли–продажи прочнее даже семейных. Мне кажется, что если художник что–нибудь придумал, ему не обязательно это воплощать в жизнь. Он увидел для себя, и все. Ну можно еще показать друзьям, подарить знакомым или выгодно продать. Я не верю, что человек всегда абсолютно бескорыстен. Художник, как ни парадоксально, тем более. Вообще, искусство часто бывает не очень чистым. Говорят, что вокруг него сложилась романтическая атмосфера... Вот именно — вокруг. А внутри все куда более прозаично. За редким исключением.

О неловких ситуациях

Приходит ко мне кто–нибудь, заказывает какую–нибудь штуку. Просит, чтобы было красиво, стильно, с умом и желательно в нескольких вариантах. Потом начинает выторговывать каждую копейку: долго и качественно спорит, иногда для эффекта хамит, не понимая, что для самолюбия художника легче иногда работу отдать даром, чем продать за недостойную цену. Через некоторое время я узнаю, что за моей спиной спор за мои работы происходит уже куда более настойчивый. И копейки там считаются совсем другого масштаба. Из–за того, что в творческой среде расценки на труд весьма условны, а то и вовсе отсутствуют, часто получаются неловкие ситуации. Истинную цену искусства знают только те, кто сам им занимается. Поэтому больше всего платят творческие люди. Они же иногда вообще не платят: я таким людям свое искусство дарю.

О жизни

У каждого человека есть проблемы, которые надо решать. Радужные планы на будущее можно строить только тогда, когда с настоящим все благоустроено. У меня пока не планы, а одни заботы. Вот подняли арендную плату за помещение студии. Я в панике... А творческие планы — это то, что останется от бытовухи. Такова жизнь.

Об образе

У каждого человека существует свое понятие образа. Для некоторых картина морозной зимы и снега ассоциируется с холодом, для других холод — это сочетание цветов. А для кого–то — это отношения людей. У всех по–разному. Так и в искусстве. Например, у слова «красный» есть свои образы: звуковые, каллиграфические, визуальные. Или возьмем такой объект — очки. Через них можно что угодно понять о человеке. Он плохо видит или он пижон. Или вообще слепой — это черные очки. Или розовые, чтобы по–другому смотреть на мир. А может, они разбитые? Через отношение к предмету можно вывести множество недоступных на первый взгляд образов и значений.

О красоте

Самое опасное — это когда художник начинает работать на красивость. Красота слишком субъективна, хотя в то же время большинству понятна. Но красота не срабатывает там, где нужно воздействовать на сознание. В наше время человека сложно удивить чем–то. Нужна шоковая терапия. Полуголые красотки на рекламных щитах уже не остановят на себе взгляд. Элитарная реклама, рассчитанная не столько на визуальное восприятие, сколько на мозг, еще не получила массового распространения. Массы пока надеются на красоту. Хотя многим давно понятно — искусство спасет мир от красоты. И это прекрасно.

О моменте

Общество меняется. Оно меняется не потому, что мы отказались от материализма и идем по другому пути. Мы склоняемся не к духовному, а к потребительскому. Все слишком просто: даже имеющий деньги человек потратит их лучше на машину, чем на искусство. Дело не в корысти, а в сознании. Современный человек падок на имена, названия, на то, что у всех на устах. Так называемый эксклюзив — и тот перебрался в разряд почти промышленный. Конечно, некоторые ценители пытаются что–то искать, высматривать... В целом же потребительский момент сильнее духовного. Пока. Ну то есть пока еще ненамного сильнее, но скоро будет.

О приятном

Заказчики не ценят труд художника. Многим кажется, что раз это профессия, то производство поставлено на конвейер. Вот вам потребительское сознание: мастерская становится цехом, мольберт — станком, а искусство — коммерцией. В таких условиях сложно убедить незнающего человека, что сконструировать грамотный логотип почти так же трудно, как написать картину. Был случай, когда я, как всегда почти даром, разработал визитку для одного человека. Распрощался. А через неделю он вернулся с презентами. Рассказал, как визитка решила его судьбу. На каком–то заседании у важного банкира собрались солидные люди. Банкир попросил всех представить визитные карточки. Потом разговор шел один на один с моим заказчиком. Потому что важный банкир знал толк в знаках и логотипах, понимал, что основательный и надежный человек заботится о своей визитке. В конце концов, я все–таки получил благодарность. Это было приятно.

О великих

Художников для проекта «12 из ХХ» мы выбирали сами. Их могло быть бесконечное количество. Но зачем? Мы не стремились отобразить все многообразие художественного мира прошлого века. Каждое имя было представлено скульптурой яйца, причем каждое — особенным. Чтобы раскрыть образы великих людей, пришлось подумать и над формой, и над материалом. Почему яйцо? Яйцо — это символ рождения. Причем рождение происходит благодаря смерти: разбивается скорлупа, зато появляется жизнь. Так, великие художники, умирая, оставляли после себя наследие, которое дало рождение многим другим великим. У Дали, например, были какие–то эталоны классической живописи, на которых он учился. Теперь, после его смерти, кто–то берет пример с него. Может, будущий великий из XXI?

О простоте

Недавно в Москву приезжала знаменитая рок–группа, ямайцы лет под 70. Их музыку слушали еще «Битлз». Моему другу посчастливилось попасть на их концерт. Он как–то даже за кулисы проник. Волнующий момент: перед ним оказались живые легенды, причем с ними можно было запросто поговорить. Но друг от смущения и двух слов не мог связать. Вдруг один из музыкантов сказал: «О чем у меня спрашивать, приятель? Я ведь знаю не больше, чем ты. Дай–ка лучше сигаретку...» Простота может очень украсить человека. Даже знаменитость.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter