«Я бы хотела классифицировать свою жизнь как романтическую комедию, но, к сожалению, я чувствую, что она больше похожа на реалити‑шоу».
Папа — монах, мама — баронесса, имя в честь богини… Американец Роберт Турман в мятежные 50‑е годы едва не примкнул к Кубинской революции, а в итоге отправился в Тибет искать смысл жизни и душевное равновесие. Баронесса Биргитта Каролина «Нена» фон Шлебрюгге в это самое время устроилась в модельное агентство, появилась на обложке журнала Vogue, а также успела выйти замуж за Тимоти Лири — культовую фигуру 60‑х, одного из идеологов контркультуры и исследователя влияния психоделиков на нервную систему человека. Джон Леннон посвятил скандальному Лири известную песню Come Together («Соберемся вместе»), а Ума Турман может быть обязана ему встречей мамы и папы. Даже с песней «Битлз» у Лири не было шансов на выборах в губернаторы Калифорнии против будущего президента США Рональда Рейгана, а на личном фронте пришлось «уступить жену» вернувшемуся из Тибета бывшему монаху Роберту Турману. Уже с таким багажом Уме Турман можно рассказывать семейные байки и удивлять мир. И не быть актрисой.
Роберт Турман об имени дочери: «Ума… На самом деле у нее около 12 имен. Я очень переживал за нее, я думаю, что она перевоплощение богини. Я дал ей множество имен: она и Кэролайн, и Алталун, Дока, в общем, много имен. Но Ума — это именно то имя, которое ей подошло. Это имя полностью прилипло к ней, а другие — нет. В какой‑то момент, когда ей было 8 или 9 лет, ей захотелось иметь одно западное имя, и она стала называть себя Дайана, просто чтобы быть похожей на своих друзей. Но уже после того, как ей исполнилось 14, она стала гордиться своим настоящим именем».«Мне доводилось видеть разные горы. В Индии, Непале, Китае. Однако самые высокие вершины все же не у Джомолунгмы, а у гор, сложенных из грязной посуды».
Свой первый актерский опыт Ума Турман получила в школьном театре. Искали ученицу, которая могла бы сыграть привидение. Одиннадцатилетняя не по годам высокая Ума накинула на голову простыню и вышла на сцену. Белое привидение загадочно покачивалось и протягивало длинные тощие руки к притихшим зрителям. Девочка заставила дрожать младших школьников, а сама почувствовала вкус к перевоплощению.
Возможно, такой локальный успех и вдохновил девушку на покорение голливудских вершин. Однако, несмотря на то что семья не бедствовала, а мама была знаменита в мире моды, для покорения Нью‑Йорка отец выделил Уме всего несколько сотен долларов. С такой финансовой платформой будущей звезде пришлось подрабатывать в пиццерии, чтобы хватало на жизнь и участие в кастингах. Платформа оказалась удачной стартовой площадкой, и уже в первых фильмах Ума — среди звезд уровня Мишель Пфайффер и Ричарда Гира. Правда, критики отметили ее в скандальной мелодраме «Генри и Джун». Поразивший пуританское американское мещанство фильм о писателе Генри Миллере, его жене и любовнице изначально получил красноречивый прокатный рейтинг — порнография, а Турман удостоилась признания как «секс‑символ для интеллектуалов». Для начинающей актрисы, возможно, и не самое пропащее реноме.
«Чувство неуверенности и отчаяния сопровождает начинающего актера на каждом шагу. Избавиться от него — все равно что сбросить гору с плеч. Если этого не сделать, оно может свести вас с ума».
Стремительно поднимаясь по карьерной лестнице, Ума Турман едва не попала впросак. Фактически ее первая главная роль в фильме «Даже девушки‑ковбои иногда грустят» была номинирована на «Золотую малину». От конфуза будущую звезду спасла Шэрон Стоун, «отличившаяся» в 1993 году сразу в двух картинах и перехватившая сомнительной ценности награду для худшей из худших.
«У каждой девочки, которая быстро выросла, получилась длинной и неуклюжей, бывает этот период в жизни — период нескладности, что ли, когда все еще чувствуешь себя гадким утенком. У меня он длился до 35 лет», — уже добившись признания, делилась давними переживаниями Ума. Как оказалось, по‑настоящему красоту и талант девушки оценил Квентин Тарантино. Он не только рассмотрел свою музу в гадком утенке, но и нашел весьма сексуальным 42‑й размер ее обуви. В его фильмах практически нет заметных женских персонажей. Лишь она, Ума Турман. С ней режиссер дважды попал не просто в яблочко, а в самую его сердцевину — в «Криминальном чтиве» и дилогии «Убить Билла».
Для славы и признания достаточно одной роли, одного эпизода. Мы не знали актрисы Умы Турман до «Криминального чтива», собственно, немногие запомнили ее уникальное имя и после просмотра. Зато почти каждый в лихие 90‑е был под впечатлением от Миа — жены босса мафии, которая танцевала с Джоном Траволтой. Сам фильм быстро растащили на цитаты. Герой Траволты Винсент Вега, которому доверили развлекать Миа, полностью соответствовал сложившемуся на тот момент образу бандюгана: крутой, немногословный, туповатый… Тарантино снимал кино не для наших реалий, но в девяностые криминальная хроника утомляла обыденностью, а «братки» считали себя хозяевами рынка, района и вообще жизни. Тусующиеся вокруг «крутых парней» девушки были далеко не так прямолинейны, как Вега. Типажи вслед за диалогами пошли в народ. Образ неординарной, с богатым внутренним миром Миа оказался столь замечательно передан Турман, что в этом достаточно мужском фильме именно она стала украшением постера. Этакой вишенкой на торте.
«Дикость, с которой ты выражал свои мечты, свои наблюдения, а временами свои кошмары, — все это буквально взорвалось в твоих фильмах».
Ума искренне восхищалась Тарантино: никто не давал ей такой свободы на съемочной площадке, никакие другие проекты ей особо не удавались. Когда после фильма «Джеки Браун» режиссер на шесть лет ушел в тень, Турман опять едва не вкусила «Золотую малину». Супергеройские боевики «Бэтмен и Робин» и «Мстители» не критиковал только ленивый: «Книжки надо читать, сестричка, все эти трюки давным‑давно устарели! Такие, как ты, дискредитируют весь наш пол!» — заявляла на экране героине Уме Турман подружка Бэтмена. Критика, очевидно, задела за живое. Ума и Квентин воссоединились. Творчески. Сценарий «Убить Билла» Тарантино готовил основательно вместе с Турман, а съемки даже задержал из‑за беременности актрисы. Замес сильно стилизованного восточного кровавого боевика с итальянскими триллерами, джалло и спагетти‑вестернами поднял новую волну интереса к дуэту Тарантино — Турман. Штормит до сих пор.
О том, что это кино не забыто, как многие другие работы актрисы, говорит и факт частого упоминания в скандальной хронике. Года два назад между режиссером и его музой даже состоялась пикировка воспоминаниями.
Турман возмутилась, что во время съемок Тарантино душил ее цепью, плевал в лицо и вообще чуть не отправил на тот свет, усадив за руль неисправного автомобиля.
Случилась авария, и актрисе пришлось долго лечиться. Квентин не остался в долгу, рассказав для публики, что плюнул исключительно из любви к высокому искусству. Для сцены пробовали использовать шприц и смесь воды с табаком, но в кадре это не было похоже на слюну.
«Я мог бы попросить дублера сделать то же самое. Типа, эй, Чарли, можешь в кадре плюнуть Уме на лицо? Но он бы, скорее всего, так испугался, что промахнулся бы и в первом, и во втором, а то и в третьем дубле. Так что мы честно сняли три дубля. И Ума сказала, что, если нужно, она готова сделать и четвертый», — откровенничал Тарантино. Да и для эпизода с цепью актриса сама настояла слегка придушить ее — так цвет лица и слезы будут натуральнее…
Только за историю с автомобилем Тарантино извинился. Да, знал, что машина неисправна, а Ума — плохой водитель, но верил, что снять сцену можно без дублера. Даже сам прокатился. Вот только вести машину пришлось в обратную сторону. Тут и произошло…
«Главное — не надо себя жалеть. Это не поможет. Ведь судьба не только делает нам подарки, но иногда требует их обратно. И я всегда стараюсь думать о том, что черная полоса закончится».
Два официальных замужества, трое детей… «Лучше иметь отношения с кем‑то, кто изменяет тебе, чем с кем‑то, кто не смывает в туалете», — когда‑то разоткровенничалась Ума Турман. Последнее время ее редко приглашают на главные роли, зато имя актрисы достаточно часто упоминают в светской хронике. Во многом этому поспособствовала шумная история разоблачения сексуальных домогательств известного продюсера Харви Вайнштейна. Все фильмы Тарантино были созданы при участии кинокомпаний братьев Вайнштейнов Miramax Films и The Weinstein Company. Кинокомпании были лидером «революции независимого кино» 1990‑х, а «Криминальное чтиво» сделало Вайнштейна уважаемым человеком в Голливуде. Ума Турман являлась одной из самых заметных актрис в этой киноимперии, неоднократно появляясь на фото вместе с Тарантино и Харви Вайнштейном. Когда грянула череда разоблачений, а актрисы одна за другой стали обвинять Харви в неподобающих поступках, многие ждали, что скажет Ума. Она не спешила, словно ждала удачного момента. И сделала это изящно. По случаю популярного за океаном праздника Дня благодарения она написала: «Счастливого Дня благодарения (всем, кроме тебя, Харви, и всех твоих злых сообщников. Я рада, что расследование продвигается медленно: ты не заслуживаешь быстрой смерти от пули)!»
Квентин Тарантино, Ума Турман и Харви Вайнштейн.
Судебный процесс над Харви Вайнштейном, начавшийся три года назад, завершился в марте. Деяния продюсера потянули на 23 года тюрьмы.
А два года назад Тарантино сыграл тайную свадьбу. Он впервые женился! В феврале стал отцом! Квентин начал жизнь с чистого листа? Убил в себе музу — четвертьвековую платоническую любовь к Уме Турман? Как бы там ни было, но треугольник, подаривший нам «Криминальное чтиво» и «Убить Билла», распался навсегда.
Ума Турман, отмечая полтинник, может продолжать сниматься, слушать песни в свою честь и воспитывать детей. Причем занятие себе по душе она уже, можно считать, нашла: «Мне нравится сидеть вечерами со спицами. Правда, ничего путного я так и не связала — вещи получаются некрасивыми, однако вязание успокаивает и помогает думать…»
Трудности перевода
В фильме «Криминальное чтиво» анекдот, рассказанный Миа, вполне подойдет для англоязычного тренинга. В русской версии он переведен так: «Три помидора идут по улице: папа‑помидор, мама‑помидор и сын‑помидорчик. Сын‑помидор начинает отставать. Папа‑помидор, рассердившись, подходит к сыну, давит его и говорит: «Догоняй, кетчуп!» Смешно? Несмешно? Непонятно? В родном, англоязычном варианте папа говорит всего лишь catch up, а юмор спрятан в игре слов catch up («догоняй») и ketchup («кетчуп»), которые звучат одинаково.КСТАТИ
Нижегородские братья Кристовские — не единственные музыканты, платонически влюбившиеся в актрису. Они назвали свою группу Uma2rman и посвятили ей песню. Американская группа Fall Out Boy также не обошла стороной творчество Умы Турман, написав одноименную песню и сделав клип на фильмы «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».