Ума Турман отметила юбилей

Твист с мечом

Вы помните девушку, зажигательно танцующую босой твист? А лихо орудующую самурайским мечом? Да, в ее честь слагают песни! Так вот, у Умы Турман юбилей — полтинник! Ее знаковые роли имеют особый шарм, а биография полна любопытных поворотов. Достаточно лишь вспомнить некоторые ее цитаты…


«Я бы хотела классифицировать свою жизнь как романтическую комедию, но, к сожалению, я чувствую, что она больше похожа на реалити‑шоу».

Папа — монах, мама — баронесса, имя в честь богини… Американец Роберт Турман в мятежные 50‑е годы едва не примкнул к Кубинской революции, а в итоге отправился в Тибет искать смысл жизни и душевное равновесие. Баронесса Биргитта Каролина «Нена» фон Шлебрюгге в это самое время устроилась в модельное агентство, появилась на обложке журнала Vogue, а также успела выйти замуж за Тимоти Лири — культовую фигуру 60‑х, одного из идеологов контркультуры и исследователя влияния психоделиков на нервную систему человека. Джон Леннон посвятил скандальному Лири известную песню Come Together («Соберемся вместе»), а Ума Турман может быть обязана ему встречей мамы и папы. Даже с песней «Битлз» у Лири не было шансов на выборах в губернаторы Калифорнии против будущего президента США Рональда Рейгана, а на личном фронте пришлось «уступить жену» вернувшемуся из Тибета бывшему монаху Роберту Турману. Уже с таким багажом Уме Турман можно рассказывать семейные байки и удивлять мир. И не быть актрисой.
Роберт Турман об имени дочери: «Ума… На самом деле у нее около 12 имен. Я очень переживал за нее, я думаю, что она перевоплощение богини. Я дал ей множество имен: она и Кэролайн, и Алталун, Дока, в общем, много имен. Но Ума — это именно то имя, которое ей подошло. Это имя полностью прилипло к ней, а другие — нет. В какой‑то момент, когда ей было 8 или 9 лет, ей захотелось иметь одно западное имя, и она стала называть себя Дайана, просто чтобы быть похожей на своих друзей. Но уже после того, как ей исполнилось 14, она стала гордиться своим настоящим именем».
«Мне доводилось видеть разные горы. В Индии, Непале, Китае. Однако самые высокие вершины все же не у Джомолунгмы, а у гор, сложенных из грязной посуды».

Свой первый актерский опыт Ума Турман получила в школьном театре. Искали ученицу, которая могла бы сыграть привидение. Одиннадцатилетняя не по годам высокая Ума накинула на голову простыню и вышла на сцену. Белое привидение загадочно покачивалось и протягивало длинные тощие руки к притихшим зрителям. Девочка заставила дрожать младших школьников, а сама почувствовала вкус к перевоплощению.

Возможно, такой локальный успех и вдохновил девушку на покорение голливудских вершин. Однако, несмотря на то что семья не бедствовала, а мама была знаменита в мире моды, для покорения Нью‑Йорка отец выделил Уме всего несколько сотен долларов. С такой финансовой платформой будущей звезде пришлось подрабатывать в пиццерии, чтобы хватало на жизнь и участие в кастингах. Платформа оказалась удачной стартовой площадкой, и уже в первых фильмах Ума — среди звезд уровня Мишель Пфайффер и Ричарда Гира. Правда, критики отметили ее в скандальной мелодраме «Генри и Джун». Поразивший пуританское американское мещанство фильм о писателе Генри Миллере, его жене и любовнице изначально получил красноречивый прокатный рейтинг — порнография, а Турман удостоилась признания как «секс‑символ для интеллектуалов». Для начинающей актрисы, возможно, и не самое пропащее реноме.

«Чувство неуверенности и отчаяния сопровождает начинающего актера на каждом шагу. Избавиться от него — все равно что сбросить гору с плеч. Если этого не сделать, оно может свести вас с ума».

Стремительно поднимаясь по карьерной лестнице, Ума Турман едва не попала впросак. Фактически ее первая главная роль в фильме «Даже девушки‑ковбои иногда грустят» была номинирована на «Золотую малину». От конфуза будущую звезду спасла Шэрон Стоун, «отличившаяся» в 1993 году сразу в двух картинах и перехватившая сомнительной ценности награду для худшей из худших.

«Убить Билла».
«У каждой девочки, которая быстро выросла, получилась длинной и неуклюжей, бывает этот период в жизни — период нескладности, что ли, когда все еще чувствуешь себя гадким утенком. У меня он длился до 35 лет», — уже добившись признания, делилась давними переживаниями Ума. Как оказалось, по‑настоящему красоту и талант девушки оценил Квентин Тарантино. Он не только рассмотрел свою музу в гадком утенке, но и нашел весьма сексуальным 42‑й размер ее обуви. В его фильмах практически нет заметных женских персонажей. Лишь она, Ума Турман. С ней режиссер дважды попал не просто в яблочко, а в самую его сердцевину — в «Криминальном чтиве» и дилогии «Убить Билла».

Для славы и признания достаточно одной роли, одного эпизода. Мы не знали актрисы Умы Турман до «Криминального чтива», собственно, немногие запомнили ее уникальное имя и после просмотра. Зато почти каждый в лихие 90‑е был под впечатлением от Миа — жены босса мафии, которая танцевала с Джоном Траволтой. Сам фильм быстро растащили на цитаты. Герой Траволты Винсент Вега, которому доверили развлекать Миа, полностью соответствовал ­сложившемуся на тот момент образу бандюгана: крутой, немногословный, туповатый… Тарантино снимал кино не для наших реалий, но в девяностые криминальная хроника утомляла обыденностью, а «братки» считали себя хозяевами рынка, района и вообще жизни. Тусующиеся вокруг «крутых парней» девушки были далеко не так прямолинейны, как Вега. Типажи вслед за диалогами пошли в народ. Образ неординарной, с богатым внутренним миром Миа оказался столь замечательно передан Турман, что в этом достаточно мужском фильме именно она стала украшением постера. Этакой вишенкой на торте.

«Дикость, с которой ты выражал свои мечты, свои наблюдения, а временами свои кошмары, — все это буквально взорвалось в твоих фильмах».

Ума искренне восхищалась Тарантино: никто не давал ей такой свободы на съемочной площадке, никакие другие проекты ей особо не удавались. Когда после фильма «Джеки Браун» режиссер на шесть лет ушел в тень, Турман опять едва не вкусила «Золотую малину». Супергеройские боевики «Бэтмен и Робин» и «Мстители» не критиковал только ленивый: «Книжки надо читать, сестричка, все эти трюки давным‑давно устарели! Такие, как ты, дискредитируют весь наш пол!» — заявляла на экране героине Уме Турман подружка Бэтмена. Критика, очевидно, задела за живое. Ума и Квентин воссоединились. Творчески. Сценарий «Убить Билла» Тарантино готовил основательно вместе с Турман, а съемки даже задержал из‑за беременности актрисы. Замес сильно стилизованного восточного кровавого боевика с итальянскими триллерами, джалло и спагетти‑вестернами поднял новую волну интереса к дуэту Тарантино — Турман. Штормит до сих пор.
«Криминальное чтиво».

О том, что это кино не забыто, как многие другие работы актрисы, говорит и факт частого упоминания в скандальной хронике. Года два назад между режиссером и его музой даже состоялась пикировка воспоминаниями. 

Турман возмутилась, что во время съемок Тарантино душил ее цепью, плевал в лицо и вообще чуть не отправил на тот свет, усадив за руль неисправного автомобиля.  

Случилась авария, и акт­рисе пришлось долго лечиться. Квентин не остался в долгу, рассказав для публики, что плюнул исключительно из любви к высокому искусству. Для сцены пробовали использовать шприц и смесь воды с табаком, но в кадре это не было похоже на слюну.


«Я мог бы попросить дублера сделать то же самое. Типа, эй, Чарли, можешь в кадре плюнуть Уме на лицо? Но он бы, скорее всего, так испугался, что промахнулся бы и в первом, и во втором, а то и в третьем дубле. Так что мы честно сняли три дубля. И Ума сказала, что, если нужно, она готова сделать и четвертый», — откровенничал Тарантино. Да и для эпизода с цепью актриса сама настояла слегка придушить ее — так цвет лица и слезы будут натуральнее…

Только за историю с автомобилем Тарантино извинился. Да, знал, что машина неисправна, а Ума — плохой водитель, но верил, что снять сцену можно без дублера. Даже сам прокатился. Вот только вести машину пришлось в обратную сторону. Тут и произошло…

«Главное — не надо себя жалеть. Это не поможет. Ведь судьба не только делает нам подарки, но иногда требует их обратно. И я всегда стараюсь думать о том, что черная полоса закончится».

Два официальных замужества, трое детей… «Лучше иметь отношения с кем‑то, кто изменяет тебе, чем с кем‑то, кто не смывает в туалете», — когда‑то разоткровенничалась Ума Турман. Последнее время ее редко приглашают на главные роли, зато имя актрисы достаточно часто упоминают в светской хронике. Во многом этому поспособствовала шумная история разоблачения сексуальных домогательств известного продюсера Харви Вайнштейна. Все фильмы Тарантино были созданы при участии кинокомпаний братьев Вайнштейнов Miramax Films и The Weinstein Company. Кинокомпании были лидером «революции независимого кино» 1990‑х, а «Криминальное чтиво» сделало Вайнштейна уважаемым человеком в Голливуде. Ума Турман являлась одной из самых заметных актрис в этой киноимперии, неоднократно появляясь на фото вместе с Тарантино и Харви Вайнштейном. Когда грянула череда разоблачений, а актрисы одна за другой стали обвинять Харви в неподобающих поступках, многие ждали, что скажет Ума. Она не спешила, словно ждала удачного момента. И сделала это изящно. По случаю популярного за океаном праздника Дня благодарения она написала: «Счастливого Дня благодарения (всем, кроме тебя, Харви, и всех твоих злых сообщников. Я рада, что расследование продвигается медленно: ты не заслуживаешь быстрой смерти от пули)!»

Квентин Тарантино, Ума Турман и Харви Вайнштейн.

Судебный процесс над Харви Вайнштейном, начавшийся три года назад, завершился в марте. Деяния продюсера потянули на 23 года тюрьмы. 

А два года назад Тарантино сыграл тайную свадьбу. Он впервые женился! В феврале стал отцом! Квентин начал жизнь с чистого листа? Убил в себе музу — четвертьвековую платоническую любовь к Уме Турман? Как бы там ни было, но треугольник, подаривший нам «Криминальное чтиво» и «Убить Билла», распался навсегда.

Ума Турман, отмечая полтинник, может продолжать сниматься, слушать песни в свою честь и воспитывать детей. Причем занятие себе по душе она уже, можно считать, нашла: «Мне нравится сидеть вечерами со спицами. Правда, ничего путного я так и не связала — вещи получаются некрасивыми, однако вязание успокаивает и помогает думать…» 

Трудности перевода

В фильме «Криминальное чтиво» анекдот, рассказанный Миа, вполне подойдет для англоязычного тренинга. В русской версии он переведен так: «Три помидора идут по улице: папа‑помидор, мама‑помидор и сын‑помидорчик. Сын‑помидор начинает отставать. Папа‑помидор, рассердившись, подходит к сыну, давит его и говорит: «Догоняй, кетчуп!» Смешно? Несмешно? Непонятно? В родном, англоязычном варианте папа говорит всего лишь catch up, а юмор спрятан в игре слов catch up («догоняй») и ketchup («кетчуп»), которые звучат одинаково. 

КСТАТИ 

Нижегородские братья Кристовские — не единственные музыканты, платонически влюбившиеся в актрису. Они назвали свою группу Uma2rman и посвятили ей песню. Американская группа Fall Out Boy также не обошла стороной творчество Умы Турман, написав одноименную песню и сделав клип на фильмы «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter