Твердыня веры

ГОРОДА издавна принято сравнивать с людьми: тихие и неугомонные, юные и древние. А еще легкомысленные курорты и строгие бывшие крепости… Даже по энергетике города вполне серьезно делят на «женские» и «мужские». К каким же отнести Могилев? Для большинства горожан их город — это неутомимый труженик, былинный герой, стойкий борец за свободу. Продолжая сравнения, можно добавить, что Могилев — знаковый духовный центр Беларуси.

Почему чудотворная Могилево-Братская икона одинаково почитаема и православными, и католиками Могилевщины, а уникальный орган, который числился в Ватикане под № 2, уничтожен?

ГОРОДА издавна принято сравнивать с людьми: тихие и неугомонные, юные и древние. А еще легкомысленные курорты и строгие бывшие крепости… Даже по энергетике города вполне серьезно делят на «женские» и «мужские». К каким же отнести Могилев? Для большинства горожан их город — это неутомимый труженик, былинный герой, стойкий борец за свободу. Продолжая сравнения, можно добавить, что Могилев — знаковый духовный центр Беларуси.

Храм в сердце

Этот храм в самом сердце Могилева находится не случайно. 18 июля 1903 года в присутствии епископа Могилевского и Мстиславского произошла торжественная закладка нового православного храма во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Строительство шло на добровольные пожертвования и было завершено к концу 1914 года.

Церковь знаменита тем, что дважды закрывалась и пережила, по сути, три рождения. Первое в 1914-м. Второе в 1941-м. Демонстрируя «цивилизованность», гитлеровские оккупанты разрешили вновь открыть храм, который был изъят у верующих в январе 1930 года, — тогда здесь разместился клуб рабочих железной дороги и завода «Возрождение».

В 1960-е годы на волне борьбы за хрущевский «коммунизм» состоялось очередное закрытие храма. При громадном стечении народа ломали колокольню и купола. Среди могилевчан ходили слухи, что добровольцам, согласившимся это сделать, выделили благоустроенные квартиры. Но счастливцам не довелось блаженствовать в новых хоромах, как и вообще на белом свете. Все они вскоре один за другим странным образом погибли. Не сразу находились желающие въезжать в «проклятые» квартиры. И это при огромном жилищном кризисе!

После в здании церкви опять открыли клуб. Здесь в начале 1980-х годов существовала элитная дискотека «Резонанс». Купить туда билеты было очень проблематично. Распространяли их, как правило, через первичные комсомольские организации.

В 1990 году церковь вернули верующим. Собор Трех Святителей был восстановлен в своем прежнем облике. Ныне это Кафедральный собор Могилевско-Мстиславской православной епархии. Сегодня храм служит великой идее консолидации белорусской нации, идее гражданского мира и созидания. Именно в нем хранится уникальная чудотворная Могилево-Братская икона. Она одинаково почитается и православными, и католиками Могилевщины.

Икона-спасительница

В истории края встречаются события, которые до сих пор трудно объяснить иначе как вмешательством высших сил. На Могилевщине издавна и православными, и католиками почитались четыре чудотворные иконы Богородицы: Белыничская, Тупичевская, Барколабовская и Могилево-Братская.

История последней берет свое начало с событий времен войны Речи Посполитой с Московской державой 1654—1667 годов. В 1654-м, по ряду причин, могилевчане открыли ворота крепостных сооружений и добровольно впустили в город московские войска. В следующем году, по повелению короля Яна Казимира, гетман ВКЛ князь Януш Радзивилл выступил с войском, чтобы отвоевать стратегически важный пограничный Могилев. В феврале 1655 года гетман с отрядами подступил к оборонительным сооружениям города. Могилевчане вместе с московским гарнизоном мужественно защищались.

Войско Радзивилла остановилось на поле за Виленскими воротами (ныне улице Лазаренко), оно обложило Могилев и опустошило предместья. Осада города продолжалась три месяца. Раздосадованный «упрямством» защитников, гетман приказал в разных местах делать подкопы под оборонительный вал города, чтобы заложить в них пороховые заряды и, разрушив укрепление, ворваться в Могилев. Тоннели под землей были подготовлены, и, как гласит предание, уже начинали зажигать в подкопах пороховые бочки. И тут случилось чудо!

В доме у одной благочестивой и набожной вдовы, пекарши по роду занятий, которая усердно молилась перед иконой Богородицы, стали истекать слезы из глаз Матери Божией. Икона замироточила. Вскоре об удивительном происшествии стало известно всем могилевчанам, которые расценили это чудесное явление как очевидное знамение Пресвятой Девы и избавление Могилева от опасности.

Действительно, заложенные пороховые заряды взорвались, но сила удара пришлась не в глубь вала, а в сторону нападавших, поразив большое количество солдат, приготовившихся к наступлению. Вскоре стало известно, что к Могилеву приближается большое российское казацкое войско. Гетман Радзивилл, ничего не добившись, был вынужден снять осаду и с великой поспешностью отойти.

Горожане, обрадованные чудесным избавлением, в благодарность Пресвятой Богородице, с колокольным звоном во всех церквях, перенесли икону в Братскую церковь. С тех пор она почитается как чудотворная Могилево-Братская. Много раз могилевчане молились перед ней, прося о спасении города от бед. Среди чудесных событий широко известен такой факт: когда в 1910 году город был охвачен пожаром, икону взяли из храма и понесли навстречу огненному валу. И тогда ветер переменился, огонь ослаб и вскоре погас, часть застройки была спасена.

На месте, где стоял дом благочестивой вдовы-пекарши, построили деревянную часовню Явления Иконы. До XIX века в Братской церкви отмечался праздник избавления Могилева от неприятеля.

В 1837 году на месте обветшавшей и разрушившейся часовни был выстроен каменный двухэтажный дом. Весьма символично, что ныне в этом здании (по улице Ленинской) размещается музей истории города.

Религия как образ жизни

Сейчас, когда самой многочисленной конфессией на территории Беларуси является православие, трудно представить, что в XVII—XVIII веках существовала угроза полной его ликвидации. Как выстояли в самых неблагоприятных исторических обстоятельствах? Помогла уникальная форма народной самоорганизации — братства. Они помогали бедным и больным, украшали и строили храмы. Однако одной из главных их целей была борьба против официально насаждавшегося униатства, насильственного окатоличивания населения.

Сохранилось немало свидетельств того, что члены Могилевского православного братства часто вступали в конфликт с верховной властью. Несмотря на это, они смогли добиться от короля признания и подтверждения выработанного ими устава деятельности. Очевидно, что могилевское мещанство являлось на тот момент серьезной политической силой.

Православные братства организовывали школы, которые становились центрами просвещения края. В них давался высокий по тем временам уровень знаний, здесь читали лекции лучшие преподаватели. И учителя, и ученики, что называется, работали за идею, и поэтому — на совесть. Над всей деятельностью братств витал очень привлекательный для молодежи дух оппозиционности и полусекретности.

Братства занимались широкой издательской деятельностью. Могилевское Богоявленское братство имело свою типографию, в которой печатались учебники, религиозные книги, различная полемическая литература, направленная в защиту православия. Много издавалось литературы, разоблачавшей действия иезуитов, которые под маской благотворительности вербовали все новых сторонников. Братства получали у горожан не только моральную, но и материальную поддержку. Граждане Могилева жертвовали братчикам крупные денежные суммы, которые шли на содержание школ, типографий, другие расходы, передавали в их собственность дома, земельные участки, огороды, пахотную землю, другие городские владения и имущество — радели не только о личном благе, но и об общей пользе. Таким образом православие выжило, сохранилось на Могилевщине как религия, образ жизни и мировоззрение.

Единственная православная епархия

Могилевщине издревле была назначена особая роль — быть оплотом православия на Беларуси. Когда-то на территории нашей страны существовала только одна Могилевская православная епархия.

Акт («Статьи») о создании отдельной православной епархии был принят 1 ноября 1632 года и в тот же день занесен в актовые книги Варшавы. Единственная в Речи Посполитой епархия была создана по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы. Акт утвержден привилеем короля Владислава IV на коронационном сейме 14 марта 1633 года. Новых иерархов титуловали: «епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский». Епископы должны были проживать в Могилевском Спасском монастыре. Кроме Спасской церкви, им передавались еще четыре церкви в Могилеве, две в Орше, одна в Дисне, одна в Полоцке, Троицкая и Спасская в Мстиславле.

После первого раздела Речи Посполитой 1772 года и вхождения Могилева в состав Российской империи Могилевская епархия Указом Святейшего Синода причислена к 2-му классу. С основанием в 1833 году древней Полоцкой православной епархии Могилевская охватывала только территорию Могилевской губернии. Она оставалась по-прежнему духовным центром для Оршанщины и Гомельщины. В 1830—1840 годы все униаты в епархии были переведены в православие, во многих случаях принудительно. Закрывались и церкви староверов.

В 1883 году в епархии создается первый церковный печатный орган — журнал «Могилевские епархиальные ведомости». Просуществовал он до 1917 года в виде газеты (издание было восстановлено в 1989-м). В 1897 году по инициативе краеведа Евдокима Романова в Могилеве было открыто епархиальное хранилище древностей, превращенное в 1904 году в церковно-археологический музей.

В 1920—1930 годах епархией управляли «обновленцы», которые создали в 1924 году Белорусскую автономную православную церковь с центром в Могилеве. В середине 30-х годов прошлого века ее приходы перешли под юрисдикцию канонической Минской епархии. В марте 1942-го епархия восстановлена в составе Белорусской автокефальной православной церкви. После войны епископы в епархию больше не назначались. В 1989 году деятельность Могилевской православной епархии была восстановлена в границах Могилевской области.

Костел из печных труб

Истинным украшением Могилева является костел Успения Матери Божией, больше известный под именем св. Станислава. Первоначально он принадлежал ордену кармелитов. Эта организация в 1155 году объединила нищих монахов — участников Крестовых походов. В XIII веке орден появился в Европе. Расцвет его приходится на XVII век — более 700 монастырей. Могилевский монастырь кармелитов возник как филиал их Белыничского монастыря. С 1640-го кармелиты в Могилеве становятся самостоятельной организацией.

На протяжении ста лет на месте нынешнего костела находился деревянный. Возведение нового было завершено в середине XVIII века, его освятили в 1765 году. Однако появлению каменной твердыни предшествовала скандальная история.

22 декабря 1733 года помещик из соседнего с городом имения Любуж со своими слугами совершил набег на город. Были ранены многие горожане, некоторые погибли. Разгневанные обыватели бросились вооружаться. Слуги оставили своего господина. Спасаясь от праведного гнева, самодур спрятался в монастыре. Его территория считалась неприкосновенной, однако, несмотря на увещевания святых отцов, могилевчане ворвались внутрь, вытащили обидчика и доставили на торговую площадь, где убили помещика.

Во время этих событий монастырь и костел пострадали. Часть утвари была похищена, взломаны двери. Власти расценили это как злостное святотатство. В наказание горожанам король приказал разобрать в Могилеве все каменные здания (их тогда было немного) и печи деревянных домов, чтобы из собранного кирпича возвести новый костел кармелитов.

Так, согласно легенде, в городе появился прекрасный храм. После посещения костела в 1780 году российская императрица Екатерина II приказала монахов выселить, а костел преобразовать в кафедральный. Построенный в стиле барокко, он в конце XVIII века был модернизирован в стиле классицизма, и тогда же за ним закрепилось второе название — св. Станислава.

После 1860 года костел стал парафиальным, и ему вернули старое название. С 1935-го в здании находился исторический архив, а в 1964—1986 годы — Государственный архив Могилевской области. Увы, во время нахождения его в древних стенах был уничтожен уникальный музыкальный инструмент — орган, который, по преданию, числился в Ватикане под № 2.

От Могилева до Сахалина

В 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой Могилев оказался в составе России. Волею судеб город, оставаясь центром одной из многочисленных православных епархий России, в это же время становится центром всех римо-католиков громадной империи.

После раздела Речи Посполитой в состав России вошли территории Смоленской диацезии, а также части Финляндской и Виленской диацезий, где жило более ста тысяч католиков. 22 ноября 1773 года Екатерина II своим указом создала Белорусскую римо-католическую епархию (диацезию, бискупство) с центром в городе Могилеве. Границы ее совпали… с границами Российской империи!

С расширением империи изменились и границы епархии. Вскоре она простиралась от Могилева до Сахалина. В конце XIX века юрисдикция Могилевского архиепископа (с 1797 года он жил в столице, Санкт-Петербурге, но сохранил свои титулы) распространялась на тысячи верст. В это время диацезия была самой большой римо-католической епархией в мире! Архиепископ имел титул: «архиепископ Могилевский и митрополит Российской империи». Костел Успения Девы Марии (св. Станислава) с 1773 года являлся кафедральным.

Епархия имела свои семинарию и академию, которые назывались «могилевскими» до 1918 года. И это несмотря на то, что долгое время (семинария с 1847 года, академия с 1882-го) они размещались в Санкт-Петербурге. В 1926 году Ватикан произвел реорганизацию и ограничил юрисдикцию Могилевского митрополита границами БССР. Его стали называть «митрополитом Могилевским и Минским». На сегодняшний день Тадеуш Кондрусевич носит титул Митрополита Могилевского и Минского. Его кафедра находится в Минске.

Каким ты был?

В Могилеве в самом конце XIX века, согласно данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, жило около 43,5 тысячи человек. Мужчин и женщин было приблизительно поровну. В несколько более выгодном положении находились мужчины зрелого возраста. Их было меньше, чем женщин, «и им было из кого выбирать». Перед слабым полом возникала угроза «одной век вековать»… В 1913 году население Могилева уже составляло 69,7 тысячи человек. Сегодня, в начале III тысячелетия, количество могилевчан достигло почти 369 тысяч человек и выросло в 8,5 раза по сравнению с переписью 1897 года.

По материалам книги «Могилевщина. Легенды, события, люди»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter