Твердые бытовые доходы

Почему оказался под угрозой срыва необычный экологический проект ?
Почему оказался под угрозой срыва необычный экологический проект ?

Все, что выносится из дому за ненужностью, мы называем мусором. У коммунальников другое определение — это твердые бытовые отходы, то есть то, из чего еще можно извлечь пользу, как делают в цивилизованных странах. И у нас, впрочем, тоже. Туалетная бумага, картонная упаковка, полиэтиленовые пакеты — вот он, бывший мусор. Но нашим перерабатывающим заводам... не хватает сырья. Да–да, бумаги, стекла, пластиковых бутылок. Неужели с таким добром напряженка?

Наши идеи — ваши деньги

Виктор Маковчик, инженер–программист Березовской ГРЭС, решил эту оплошность исправить в двух населенных пунктах. Являясь депутатом Белоозерского горсовета и председателем комиссии по бюджету, в прошлом году написал проект и... выиграл грант программы Евросоюза ТАСIS на сумму 160 тысяч евро! «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Белоозерске и Березе» — так проект называется.

— В свое время пришлось немало поездить по экологическим семинарам, вот и возникла идея. Местная власть ее поддержала (заявитель проекта — Белоозерский горисполком, партнер — Березовский райисполком), и я сел за компьютер. Времени было в обрез. Приходилось даже ночью работать вместе с общественной организацией «Экопроект», которая здорово помогла. Одновременно подавали бизнес–планы Браслав и Барановичи, но выбрали наш. Мы получаем 160 тысяч евро плюс 58 тысяч вкладываем своих (таковы условия) и достигаем нашей цели. То есть создаем эффективную систему раздельного сбора ТБО для выделения вторсырья и уменьшения объемов несортированных отходов, — подробно объясняет Виктор Маковчик.

Сегодня в Белоозерске вторсырье не собирается вообще, хоть и стоят мусорные контейнеры с надписями «Бумага» и «Стекло». В Березе в 55 кварталах созданы условия для раздельного сбора отходов, но эффективность выделения вторичных ресурсов просто мизерная. Макулатуры и ПЭТ–бутылок собирается лишь 20 тонн в год из общей массы отходов 14.000 тонн, вывозимых на свалку. А стекло и бумага не выделяются вообще.

Бизнес–план предусматривает максимальный сбор бумаги, дерева, пластика, стекла, металла. Для этого закупят 175 контейнеров для раздельного сбора ТБО, машину для их вывоза, пресс для бумаги и бутылок, установку для переработки древесины, которая может использоваться вместо дров. Будет достроен первый участок полигона бытотходов для вывоза несортированных отходов и последующей перевозки их со свалок, чтобы потом рекультивировать территории.

А еще запланированы семинары для коммунальников, обучение и, наконец, серьезная информационная работа с населением.

— В течение пяти лет из общей массы ТБО может выделяться до 15 процентов вторсырья. Реализация программы улучшит санитарно–эпидемическую ситуацию, снизит уровень загрязнения грунтовых вод в бассейне озера Черное и реки Ясельда. А жители получат опыт собственного активного участия в решении проблем отходов, — резюмирует Маковчик.

Проект на выброс?

Я приехала в Белоозерск в апреле в надежде увидеть результат. Но, увы...

— Проект все еще проходит так называемое национальное одобрение (термин ТАСIS), — объяснил мне Виктор Маковчик.

Это значит, получает «добро» от райисполкома, облисполкома и министерств. Виктор не хотел мне рассказывать о волоките, которая сопровождает проект, но и самой это понять нетрудно. Два месяца были потрачены на поиск средств софинансирования (те самые 58.000 евро). В конце февраля бизнес–план попал–таки в Брестский облисполком, откуда его передали в областное ЖКХ. Туда и звоню.

— Да, проект еще у нас, — подтвердила начальник производственно–технического отдела управления ЖКХ Елена Лозицкая. — Облисполком сделал кое–какие замечания. Исправим и отошлем в Минск. А вообще, чтобы ускорить дело, Березовскому райисполкому нужно выделить человека, который бы ходил и согласовывал.

Виктор Маковчик ходить не может — у него ответственная работа. Но он «толкает» проект: в свободное время пишет письма, ходит по кабинетам, звонит начальникам...

— Недавно получил письмо из штаб–квартиры ТАСIS в Брюсселе, где написано: если не будет движения по проекту, он аннулируется. Не получим в мае одобрения, считай, вся работа пропала, — вздыхает Виктор Маковчик.

По контракту на реализацию бизнес–плана отводится только один год — 2007–й. Таково условие ТАСIS. Но идет уже четвертый месяц, а проект все еще читают и одобряют.

Так может, для Белоозерска и Березы раздельный сбор твердых бытовых отходов — головная боль и ненужное дело?

— Что вы? Кто откажется от денег, от техники? — заверил меня заместитель председателя Березовского райисполкома Александр Марчук, курирующий жилищно–коммунальную сферу. Но о том, что проект до сих пор лежит в областном ЖКХ, он, член рабочей группы по его реализации, не знает...

Сейчас практически все райцентры Брестчины осваивают раздельный сбор ТБО, но получается пока только у Бреста и Барановичей. Своих перерабатывающих предприятий в области нет, поэтому бутылки транспортируют в Гродненскую и Могилевскую области, макулатуру — в Слоним, тряпье — в Борисов. Причем за крупными партиями переработчики приезжают сами. Так что проект своевременный и нужный.

Совершат ли в Белоозерске и Березе «мусорный переворот», достанутся ли местным ЖКХ инвестиции в 160 тысяч евро? Вопросы пока висят в воздухе. Не зря говорят, что исход крупных дел часто зависит от мелочей.

...Виктор Маковчик, набивший немало шишек на подготовке «мусорного» проекта, не отступает от мысли, что его город должен быть показательным в плане чистоты. Вместе с БРСМ запланирована на июнь акция «Белоозерск — самый чистый город». А еще Маковчик консультирует областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям. Спасатели пишут бизнес–план на получение средств ТАСIS в 1 миллион евро для оборудования в Бресте базы для юных спасателей. Сотрудники МЧС — люди дисциплинированные, поэтому работа по подготовке проекта идет слаженно, и в данном случае Виктор верит в успех.

Кстати

Программа ТАСIS Европейского союза работает в Беларуси с 1991 года. Нашей стране оказывается техническая поддержка проектов по охране окружающей среды, созданию и совершенствованию пограничной инфраструктуры, минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. За эти годы было реализовано около 330 проектов на сумму более 215 миллионов евро. Самый крупный проект на Брестчине — реконструкция погранперехода «Козловичи–2», на который выделено 16 миллионов евро.

Компетентный комментарий

Прокомментировать ситуацию вокруг проекта, оказавшегося под угрозой срыва, мы попросили сотрудника главного управления Европы Министерства иностранных дел Андрея Бушило, курирующего взаимодействие нашей страны с ТАСIS:

— Взаимовыгодное сотрудничество с европейскими партнерами объективно способствует решению таких актуальных для нашего государства проблем, как благоустройство границы, охрана окружающей среды, ядерная безопасность. Поэтому мы заинтересованы в его дальнейшем развитии, в укреплении диалога и в том, чтобы предлагаемые совместные проекты как можно быстрее проходили все необходимые процедуры. Но и подталкивать лишний раз в спину ответственные за согласование структуры тоже нельзя. Местные власти должны убедиться, что выделяемые средства будут использованы по назначению, в чем не в меньшей степени заинтересованы и европейские чиновники. К тому же порой на рассмотрение поступают сыроватые проекты и в результате их приходится доводить до ума в рабочем порядке. Но нельзя не подчеркнуть следующую положительную тенденцию. Белорусские приграничные регионы все активнее сотрудничают с европейскими партнерами, обогащаются бесценным опытом кооперации и учатся работать интенсивнее и эффективнее. Поэтому я убежден, что уже в ближайшем будущем неизбежные в таких случаях бюрократические проволочки будут отнимать все меньше времени.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter