Твердое и честное слово

Редакционная статья

На прошлой неделе произошли два события:

1. В госрезиденции Лясковичи Президент встретился со спикером Верховной Рады Турчиновым.

2. Накануне Президент ознакомился с модернизацией уникального производства машиностроительной гидравлики, не только созданной белорусскими инженерами и конструкторами, но также показавшей возможности государственно-частного партнерства.

Ну что, казалось бы, общего между этими двумя новостями? Только то, что современная политика — это сплошные интерпретации, развитие самых неожиданных сюжетных линий, кажущиеся калейдоскопом последовательность и логика. Оба события подтверждают, что в противоречивой и амбивалентной политической жизни Европы Беларусь продолжает опираться на собственные силы и возможности, но при всем этом отнюдь не собирается «закукливаться», а смело, творчески и конструктивно позиционируется на международной арене.

Встреча А. Лукашенко и А. Турчинова хоть и была косвенно анонсирована в телеинтервью Шустеру, стала, однако, тем громом среди ясного неба, который просто отнял речь у политиков и комментаторов, кто предпочитает простые решения, а потому и судит о них примитивно, правда, с удобной для сидения кочки.

Конечно, применительно к украинским событиям даже самому неприхотливому наблюдателю невозможно обойтись простейшим инвентарем вроде линейки и указки. Миллионы слов сказаны о киевском Майдане, но до истины еще далеко. Сосредоточимся на внешних факторах. Нынешний Майдан с его копотью горящих покрышек, рукопашными битвами людей Яроша с «Беркутом» и прочим мрачным зимним карнавалом имел все признаки многочисленных «цветных революций», кроме одной, — Майдан не был оригинальным. То ли из-за особой бойкости воспетого еще Шевченко, Гоголем, Коцюбинским и другими украинского характера, то ли от соблазнов доставшегося в наследство от СССР необъятного богатства, оставленного Москвой на произвол (Кривбасс, Донбасс, днепропетровские ракетные заводы и т.д.), и далеких друг от друга ментальных особенностей Ужгорода и Луганска, а также вороватости правящего политического класса — в течение 20 лет Украину растаскивали вдохновенно и кому не лень. Интересный, вообще говоря, был процесс.

Внешне страна как страна, более того, вся сплошь состоящая из демократических примет. Сотни смелых газет (от киевских до захолустных!), десятки частных телеканалов, тысячи парламентских говорунов, и даже в каком-либо захолустном Крыжополе вся центральная площадь обязательно забита банками и офисами политических партий, а также представительствами гражданского общества, чудесно живущего за счет американских, польских и немецких грантов. И сложился какой-то изумительный быт. Рабочие вкалывают, крестьяне на своих черноземах обливаются потом, пенсионеры экономят, армия нищенствует возле своих ржавых танков, политики в Раде умудряются брать самые высокие ноты, а страна валится в тартарары. Рядовому украинцу оставлено твердое право разве что раздавать взятки и нацеливаться то ли строить в Беларуси дома, то ли подаваться в няньки на Рублевку. Однако правящий класс, хоть и круглосуточно ворует, но зоркости не теряет. Когда дело доходило до опасной черты, опытные же кукловоды (Ющенко, Тимошенко и пр.) выводили людей на киевский Майдан, потом по-свойски устраивали из своих шумные выборы президента. Майдан был чем-то вроде универсальной палочки-выручалочки. И выпускал общественный пар, и возводил на трон нужного человечка. В Берлине и Вашингтоне такой высокой политической культуре только радовались и не уставали приводить украинских хозяев жизни в пример остальным. Особенно Минску...

Однако в нынешнем декабре припекло так, что люди, напитанные праведным гневом, взяли в руки бейсбольные биты. Не потому, что бейсбол — любимая игра украинцев, а потому, что кончилось терпение и граждане поняли, что только так можно достучаться до власти и наполнить боевой клич «банду геть!» содержательным смыслом.

И это, и дальнейшее — известно...

Только вот бейсбольная бита — инструмент коварный. Вроде бы «погнали наши городских», поставили на политическую карту голую силу (Ярош, Музычко и др.), но натолкнулись на еще более крепкий кулак. Да и в благородном своем порыве, отчасти согласимся и довольно безумном, растревожили старые общественные раны вроде употребления русского языка, пробудили боль и надежды Севастополя, ударились о стену непонимания и в итоге оказались без Крыма...

Перебранка поднялась на весь мир — от Бискайского залива до Капитолийского холма. И у каждого своя правда, свои аргументы, свои ссылки на исторические сходства и юридические тонкости. И позабылась как-то одна малость: мы что, украинцы, русские и белорусы, всуе оказывается, веками употребляли красивые слова о славянском братстве и о братстве вообще?

Общественность Беларуси, для которой все это не пустые слова, не конъюнктура, с особым чувством ждала ответа на этот вопрос. Президент дал его недвусмысленно: во-первых, несмотря на разноголосицу, Крым де-факто вошел в состав России прежде всего потому, что его население через референдум захотело этого; во-вторых, своим голосованием в ООН официальный Минск остался на одной стороне геополитических баррикад вместе с Россией, поскольку союзнические обязательства для порядочных стран ревизии не подлежат; в-третьих, Беларусь не считает правильным любые формы расчленения Украины и не стесняется говорить об этом; в-четвертых, наша страна будет поддерживать полнокровные отношения не только с украинским народом, но и с руководством Украины, иначе на одном из важнейших европейских перекрестков возникнет опасный политико-экономический вакуум.

Это если кратко. А если все вышеназванные обстоятельства объединить, то как раз и получится следующее: Президент Лукашенко не отступает от базовых принципов сотрудничества и союзничества, кроме того, он не позволяет обесценивать такие важные понятия, как добрососедство, сотрудничество и славянское братство, и всегда будет конвертировать географический, культурный и экономический ресурс в укрепление дружбы и понимания.

Поразмышляв над всем этим, теперь можно понять механизмы, причины и следствия сенсационной встречи руководителей двух стран в Лясковичах.

Естественно, что на этой встрече обсуждалась не только политика, возможно, что еще больше внимания руководители уделили проблемам хозяйственным. Впрочем, пока никаких особых комментариев на информационных лентах и в экспертном сообществе не появляется. Может быть, потому, что трудно осмыслить столь неординарный, смелый и честный шаг навстречу, который сделал Президент. Правда, вот откликнулся известный «заклятый друг» Беларуси москвич Суздальцев (нелишне напомнить, что его как сомнительную личность не так давно выдворили из нашей страны). Кроме того, известен Суздальцев еще и уникальным, просто неподражаемым умением попадать пальцем в небо в своих регулярных прогнозах — каждые три месяца он «авторитетно предсказывает» неминуемый крах Беларуси. И не краснеет! Так вот, Суздальцева просто возмутило заявление Президента о том, что с территории Беларуси никакая третья страна не сможет и не будет атаковать Украину. Не умеющий краснеть Суздальцев даже почернел от злости. «Как так, — завопил он, — кто это осмеливается в Беларуси подменять российское командование?»

Возможно, таких дремучих идиотов, путающих Божий дар с яичницей, немало среди иных «политологов» и прочих зевак. Жаль, но как-то невдомек им, что верная своим союзническим обязательствам Беларусь не является ничьим подданным, тем более чьей-то послушной колонией. И еще раз твердо сказав, что Беларусь всегда, во всех самых тяжелых случаях будет всегда на стороне России, Президент дал понять не только жалким суздальцевым, но и всему миру:

— Минск остается приверженным международному праву, союзническим обязательствам и дорогим каждому белорусскому сердцу принципам добрососедства и дружбы!

Этим и завершим наш небольшой комментарий дня.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter