МАРТ и ретейлеры: доля белорусских товаров в продаже растет

Твердо стоим на своем


Теме импортозамещения в последнее время уделяется немало внимания во всем мире. Выпуская собственные аналоги полюбившихся покупателям товаров, не уступающие по качеству и выигрывающие по цене у зарубежных конкурентов, многие государства решают сразу ряд вопросов. Это и создание новых эффективных предприятий, и экономия валюты, и появление дополнительной возможности заработать на экспорте новинок, и сохранение баланса на полках магазинов, и забота о здоровье нации. В Беларуси импортозамещение тоже на особом контроле. Некоторые ключевые точки, в частности, определены в Доктрине национальной продовольственной безопасности до 2030 года. Так, в документе говорится о снижении доли продтоваров импортного производства в объеме продаж торговли на внутреннем рынке до 14 процентов к 2030-му. Понятное дело, доля белорусских непродовольственных товаров тоже должна расти. Как идет этот процесс, обсудили на встрече наших производителей мясных и молочных продуктов с представителями ретейла и HoReCa «Открываем свое». 

Заместитель начальника управления — начальник отдела потребительского рынка управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталья Мельникова отметила:

— Мы видим, что доля белорусских товаров в продаже растет. Продолжается этот процесс и на фоне введения продовольственного эмбарго на ряд товаров из государств, осуществляющих недружественные действия в отношении нашей страны. Плюс импортеры переориентировались по странам, где закупают товары. Как следствие, мы сегодня не замечаем нехватки на полках. 

Уверена, что производители и ретейлеры договорятся об ассортименте, объемах и условиях поставок не только на ближайшее время, но и на перспективу. Наши предприятия должны понимать, что внешние рынки конъюнктурны, переменчивы, а внутренний остается всегда. Важно, чтобы белорусы видели отечественную продукцию на полках, могли приобретать ее по доступной цене. 

Для производителей — опытных и новых — на сайте министерства размещаются перечни товаров, которые в стране не производятся или производятся в недостаточном количестве. Каждый год они корректируются исходя из анализа ситуации на рынке. За формирование списков ответственны облисполкомы, которые просчитывают мощности имеющихся производств, делают анализ и предлагают варианты решения вопросов, описывает процесс Наталья Мельникова:

— Наше министерство сводит все эти списки, изучает информацию, внешние рынки, внутренний и составляет общие, которые размещаются на сайте. Перечни носят рекомендательный характер. По сути, это подсказка производителю, на какие группы товаров можно обратить внимание, что востребовано покупателем, по каким позициям можно предложить альтернативу импорту. Специалисты ­­­МАРТ могут подсказать, кто уже занят в импортозамещении, в каком регионе, если такие сведения нужны, например, для изучения опыта коллег. 

По словам исполнительного директора Ассоциации розничных сетей Наталии Шаблинской, движение в сторону отечественных товаров со стороны ретейла есть:

— После принятия Доктрины национальной продовольственной безопасности, принятия рекомендаций по обеспечению соблюдения ее положений и усилившегося контроля за ее исполнением сети стали более активно сотрудничать с белорусскими производителями. Нам же и лучше так работать: короче плечо доставки, понятнее поставщик, расчеты отрегулированы законодательной базой и другое. Отмечу, что по многим позициям продовольствия остается немного места для импорта. Сегодня надо вычленять из матрицы производителей то, что покупатель не воспринял, и делать ротацию. Ведь на то, что было востребовано, скажем, 20 лет назад, сейчас может падать спрос: меняются поколения потребителей, их предпочтения, ориентиры, подходы к выбору. Производитель должен знать портрет своего покупателя и выдавать то, что ему требуется.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter