Твердая позиция Минска: в Украине должен быть мир

Беларусь крайне заинтересована в нормализации обстановки в Украине, но при этом не претендует на исключительную роль в миротворческом процессе. Об этом шла речь на встрече Президента с главами МИД разных лет, приуроченной к 100-летию белорусской дипломатической службы.



Александр Лукашенко сказал:

— Мне даже неудобно, когда очень много говорят о том, что мы тут по Украине основная площадка. Я уже и министерству поручил: мы не должны об этом говорить. Беда у наших родных людей. И не мы же были инициаторами этой площадки. Инициатором была госпожа Меркель. Это она предложила встретиться в Минске. Я был в Сочи, с Путиным переговоры вел в это время. С кем-то он там разговаривал, подходит ко мне и говорит: ты знаешь, такая ситуация. Мы хотели бы организовать встречу в Минске. Все согласны. Я говорю: и Запад согласен? — Да, без вопросов. И я в этот же день уезжаю, чтобы назавтра организовать эту встречу. Попросили организовать — организовали. Попросили как место проведения контактной группы — организовали.

Президент объяснил последовательную позицию Минска в этом вопросе:

— Здесь не только мое личное, что там где-то мои корни. Меня больше всего сегодня беспокоит даже не то, что это наша родная, братская республика. Она всегда такой останется. Меня беспокоит то, что происходящее уже влияет на нас. Мне постоянно пограничники докладывают о массированном притоке оружия через границу с Украиной. Это же кому-то надо. Просто так везти не будут с риском. Оно кому-то здесь надо. И мы уже увидели, кому оно надо было.

Не может не заботить нас и проблема украинских беженцев:

— «Переварить» 150 тысяч беженцев из Украины… Ну да, кто-то, мизер, вернулся обратно в Украину. Кто-то туда-сюда ездит. Но большинство осело здесь. И мы им предоставили все равные права, хоть несладко было. Особенно брестчане обращались: ну что же это? У нас своих врачей хватает, медсестер. Я говорю: ну что же с людьми делать? Не вытолкаешь же их. Это же тоже русские наши люди, если уж так говорить. И мы все-таки переварили это огромное количество. Я говорю западникам: они восемь тысяч распределяли беженцев, не знали, куда их деть во всем Европейском союзе. А если бы сто пятьдесят? Поэтому нам хватило от Украины, и то ли еще будет. Поэтому мы влезали в этот конфликт, как говорится, по уши. Потому что будет плохо, если там этот конфликт затянется. Ну и ненормально это, когда три славянских основных народа между собой воюют.



Александр Лукашенко опроверг слухи, согласно которым белорусская сторона якобы увеличивает поставки в Украину дизельного топлива для военных нужд:

— В последнее время нас начали упрекать, что мы заправляем, цитирую, танки дизельным топливом. Я поручил: давайте разберемся, какое там дизельное топливо. Мне доложили, там же все дизельное топливо российское. И россияне поставляют, постоянно наращивая объемы поставок бензинов и дизельного топлива в Украину. Так как же так? Кто заправляет эти танки? А наши объемы снижаются. Нас просто выталкивают с украинского рынка. И не только по нефтепродуктам. Точно так же по удобрениям. Идет конкуренция, а нас начинают в этом упрекать.

Так же необоснованно звучат в адрес Беларуси и упреки в поставках санкционной продукции из Украины. Президент:

— Говорю: давайте разберемся и посмотрим, кто поставляет. Во-первых, это мизер. Во-вторых, это смыкание украинских и российских поставщиков при покровительстве таможенной и других служб Российской Федерации. Белорусами там и не пахнет. Если белорусы и нужны, то какую-то частную структуру могут подтянуть к этому, чтобы подсказали, как лучше проехать по Беларуси. Не мне вам объяснять, какие там порядки.

По мнению Президента, если не принимать решительных мер для нормализации ситуации в Украине, последствия могут быть худшими. Причем нужны совместные действия и Востока, и Запада. Но с этим как раз очевидные проблемы:

— Я часто публично говорю: такого подарка, который мы преподнесли в виде Украины Западу и прежде всего Америке, им и не снилось. Первый подарок был — развал Советского Союза, второй подарок — Украина. Что сегодня американцев упрекать? Это подарок. И не дай бог там будут поставлены ракеты средней и малой дальности — почему сейчас этот договор перечеркнули, — тогда и до Казани достанут. Тогда до Урала обстреливается полностью малыми ракетами вся Россия. Подарок? Подарок. Так надо и в силу этого закрывать данную проблему.



Александр Лукашенко отмечает, что даже возможное присутствие НАТО в Украине сегодня видится не самой большой проблемой:

— Там такая тенденция, там достаточно людей, которые будут в десять раз хуже НАТО. Мы будем молиться, чтобы там НАТО было, а не люди, которые сегодня с ружьями ходят. И я также руководству России довел эту позицию. Это же тоже надо понимать и видеть.

Президент подчеркнул, что украинская тема неизменно поднимается во время практически всех его международных встреч. В том числе затрагивалась она и на минском заседании Мюнхенской конференции в прошлом году. На словах все неизменно высказываются за мир, но это пока не влечет соответствующих действий:

— Встречаюсь с американцами, европейцами, они везде говорят: мы хотим мира в Украине. Мы хотим, чтобы в Европе был порядок. Я говорю: слушайте, чего вы хотите? Давайте хоть соберемся в рамках ОБСЕ, обсудим проблему. Нет… Не хочется. У каждого свои цели. Давайте выйдем на какой-то «Хельсинки-2». Мне намекают в Европе: не надо инициировать это. Это невозможно. Это не нужно сейчас. Вот позиция Европы. Им это не нужно. Хотя та же Меркель, другие, бывший президент Франции, может, и этот, понимают, что это же в нашем доме пожар. Это же полыхнет. Сегодня уже, посмотрите, втянуты в этот конфликт и Польша, и Венгрия. Дальше будет хуже. Надо тушить этот пожар. Нет… Какая-то игра… Когда начался конфликт, позвонили мне поляки: ай-ай-ай, что будем делать? Говорю, хорошо. Если вас интересует план «диктатора», мы можем предложить. Но по телефону не будем обсуждать, и я его направил им. Говорю: если вы не примете этот план, я буду считать, что вам не нужна нормализация ситуации в Украине. Они не приняли этот план. И сейчас стыдливо прячут глаза.

Александр Лукашенко указывает на то, что сегодня многие хотят нагреть руки на Украине, и это очень тревожная тенденция. А логика Минска в наших мирных инициативах более чем очевидна:

— Этот пожар, который полыхает, и неизвестно, чем и когда закончится, не должен перекинуться на Беларусь. Поэтому нам надо тысячу раз быть осторожными, аккуратными и ни в коем случае не допустить внутренней дестабилизации в стране. Похоже, что подавляющее большинство нашего населения и даже подавляющее большинство оппозиции так называемой нашей это понимают. То, что это может закончиться очень плохо.

Фото: БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter