Наш корреспондент побывал в олимпийской студии телеканала «Беларусь 5»

ТВ восходящего солнца

«Беларусь 5» в прямом эфире

Еще чуть-чуть, и Олимпиада доберется до своего экватора. Стартовые суета и сумбур немного улеглись, однако напряжение внутри этого клокочущего событиями и эмоциями котла отнюдь не уменьшилось — нерв Игр искрит, словно оголенный электрический провод. Журналисты, которые шныряют по сплошь огороженным красными ковидными флажками олимпийским дорожкам, всеми своими могучими творческими силами пытаются передать эту атмосферу и разослать ее всевозможными весточками во все концы мира. Чтобы каждый мог хоть приблизительно понять, что же это такое — Игры-2020, которые проводятся в 2021 году и на которых больше запрещено, чем разрешается.

«Беларусь 5» позволяет любителям спорта оказаться в самой гуще олимпийских событий — в Токио команда телеканала реализует сразу несколько крупных проектов.

Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И сколько ни прочитай газетных текстов, пусть даже самых распрекрасных, это удовольствие совершенно другого рода, нежели яркая телевизионная картинка в сочетании с мастерской и ловкой информационной подачей. Наши телевизионщики всегда умели передавать атмосферу праздника и держать любителей спорта в самой гуще олимпийских событий. На Игры едут самые матерые профи, организуют собственную студию и работают, работают, работают. Чтобы вы могли отдохнуть и насладиться перипетиями мирового спорта самого высочайшего уровня. Кайфануть, как сейчас модно говорить.

IBS (International Broadcast Center) — международный вещательный центр, расположен в одном здании с MPC (Main Press Centre) — главным пресс-центром, но идти до него добрых минут десять быстрым шагом. И пишущих журналистов к телевизионным просто так не пускают — без гостевого пропуска не попадешь. Разделение это условно, но необходимо, суть работы у всех одна, а вот специфика разная. У телевизионных бригад — свои закрытые офисы, где есть все необходимое для плодотворной работы. Наши соседи — поляки, словаки, чехи… На двери белорусов — флаг и значок «Беларусь 5». Открываю дверь. Захожу.

Олимпиада — это всегда работа на износ, это экстремальное время, но оно очень интересное. И для каждого журналиста попасть на Игры, как и для спортсмена, — это пик карьеры
Павел БУЛАЦКИЙ.

В довольно тесном, но уютном офисе все было как в известном стихотворении Сергея Михалкова, только наоборот: «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего». Работа кипела, и каждый был занят своим делом. Дарина Запольская в мини-студии комментировала теннис. Сергей Гусаченко писал репортаж. Режиссеры и помощники готовили ведущих к скорой команде «Мотор!», или как там говорят телевизионщики, когда начинают прямой эфир, — зрел очередной старт «Олимпийского утра». Корреспонденты, вернувшиеся с оперативных заданий, творчески самовыражались. А комментатор Александр Цвечковский отправился мыть кружку — успел в короткой паузе на скорую руку попить чаю. Главный директор дирекции телеканала «Беларусь 5» Павел Булацкий нашел минутку, чтобы провести краткую экскурсию и рассказать, как работается в этих непростых условиях.

— На Олимпиаду наша бригада всегда летит тремя группами. Сначала технический персонал, который принимает на месте событий технику. Она, в свою очередь, вылетает еще раньше — из Минска в Токио все оборудование было отправлено в начале июля. Ребята начинают собирать студию, монтажки, камеры, станцию… Затем прилетает персонал, который готовит почву — всю необходимую документацию для прилета основной группы. Она летит последней — это 28 боевых штыков: журналисты, операторы, режиссеры, редакторы, корреспонденты, ведущие… Всего же наш численный состав в Токио — 35 человек.

На комментаторской позиции — Дарина ЗАПОЛЬСКАЯ.
— Одна из основных проблем нынешней Олимпиады для журналистов — жесткие рамки в передвижениях и огромные трудности с планированием. Если для газетчиков это еще полбеды, то для телевизионщиков, которым нужна картинка, такое положение дел грозит полным крахом…

— Тем не менее мы реализуем на Играх сразу несколько больших проектов. У каждого из них своя команда и руководитель — шеф-редактор, который распределяет темы для журналистов на день вперед. Например, на Первом канале выходит «Дневник Олимпиады». Кто куда едет и чем занимается, тоже, конечно, распланировано заранее. Вообще, здесь такая система, что каждую микст-зону нужно бронировать наперед. Такого никогда и нигде не было — приезжай и работай, бери интервью у любого. Первым доступ к спортсмену имел официальный вещатель ОBS, затем те, кто оплатил специальные места, потом остальные. На этой Олимпиаде все совершенно не так. Заявки необходимо подавать заранее — за день или даже раньше. На велогонки, например, которые проводятся за пределами Токио, — за три-четыре дня! Запрос рассматривают, а потом подтверждают или отклоняют. Первые дни мы с коллегами из других стран пребывали в шоке, потому что почти все заявки отклонялись. Приходилось решать на месте — приезжать на арены и договариваться прямо там. Доходило до анекдотов. Сербской телекомпании, например, отказывали в общении с их соотечественником Новаком Джоковичем! Абсурд. На совещаниях в IBC, которые проходят регулярно, поднималось очень много подобных тем, но проблема все равно не решена. Да, они расширили микст-зоны, добавили дополнительные возможности, но практически половину запросов все равно отклоняют. Ходим, ругаемся, но ответ всегда один: COVID. И остается лишь разводить руками.

Соревнования по триатлону на Играх в Токио едва не закончились трагедией. Моторный катер, который использовался для съемок, оказался слишком близко к месту начала заплыва атлетов. Когда прозвучал стартовый выстрел, катер стал разворачиваться. К счастью, винты никого не задели.

— На прошлых Играх всегда была классная фишка — в студию вы приводили чемпионов и медалистов, душевно разговаривали. Это был такой кусочек Родины — невероятно занимательно и информативно. Теперь от этого придется отказаться?

— В нынешних условиях нам категорично дали понять, что такой формат совершенно невозможен. Но мы решили: если гора не идет к Магомету, то Магомет сам идет к горе. Поэтому пошли в микст-зону Олимпийской деревни и записываем интервью там. Да, на расстоянии нескольких метров и с помощью специальной удочки-микрофона, но разговор все равно получается. Наш человек всегда пользуется смекалкой и находит выход из любой ситуации.

Игры в Токио освещают журналисты со всего мира.

— А какие еще проекты у вас на Играх в Токио?

— Совершенно новый, который никогда еще не делали в рамках Олимпиад, — «Олимпийское утро». Два часа прямого эфира, с 06:30 до 08:30 утра по белорусскому времени. В этот промежуток люди просыпаются, собираются на работу и попутно имеют прекрасную возможность следить за событиями в Токио. В «Утре» — разнообразные сюжеты, прямые включения с арен, где выступают наши атлеты, интервью со спортсменами. Есть даже связь с Беларусью — с тренерами, специалистами… И все это прямо из студии, вот в этих вот условиях. Эфир заканчивается — плавно начинаются вечерние трансляции. А завершает эфир программа «Итоги дня». Конечно, рук не хватает. Не спим, работать приходится и днем, и ночью, но никто не ропщет — для этого сюда и приехали. Олимпиада — это всегда работа на износ, это экстремальное время, но оно очень интересное. И для каждого журналиста попасть на Игры, как и для спортсмена, — это пик карьеры.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter