Источник: Знамя юности
Знамя юности

Где взять деньги, как аккуратно позаимствовать идею и есть ли шанс обзвонить всех и не сойти с ума? Александра Радкевич отвечает на 15 вопросов о работе телевизионного продюсера

ТВ в твоих руках


Найти дело всей жизни никогда не поздно. Потому что любая профессия начинается с людей – знания приходят постепенно. В рубрике «А что, если ты…» мы задаем наивные вопросы представителям необычных профессий и получаем на них умные, неожиданные и очень честные ответы. А наш пошаговый гид – специально для тех, кто только-только планирует освоить новые специальности и направления.

Где взять деньги, как аккуратно позаимствовать идею и есть ли шанс обзвонить всех и не сойти с ума? На 15 вопросов о своей профессии отвечает Александра Радкевич – продюсер исполнительный дирекции продаж и маркетинга телеканала ОНТ.

1. Итак, хочу стать телевизионным продюсером. С чего начать?

– Хм. Мой путь к продюсированию оказался извилистым. На телеканал ОНТ я пришла в качестве корреспондента новостей. Позже сама начала снимать. Так незаметно приступила к продюсированию, когда начала совмещать все, что могу, люблю и умею делать. Найти интересного героя. Организовать съемку, концерт или крупный проект. Придумать рубрику или нырнуть поглубже – в буквальном смысле! – чтобы снять то, что недоступно человеческому глазу.

2. Продюсер на телевидении и в кино – это разные люди?

– Конечно. Продюсеры на ТВ как универсальные солдаты. В кино у тебя есть определенный хронометраж и много времени на производство. По факту продюсер отвечает не только за финансовые вопросы – за проект в целом. На ТВ все нужно делать быстро и креативно. Писать сценарии, тексты, снимать и сниматься самому... При этом есть продюсеры, которые занимаются исключительно новостями. На ОНТ, например, поиск интересных и социально значимых тем и героев лежит на продюсерско-аналитическом отделе.

3. Зачем так много видов продюсеров?

– Потому что много задач и нужны люди, которые должны их решать.

4. Где взять базу полезных контактов?

– Мне кажется, интересные люди находят нас сами. И не только на съемках. В бассейне, во время занятий йогой, в самолете, автобусе, даже на пляже и в магазине. Нужно открыто смотреть на мир, любить путешествовать и… помогать окружающим людям. Тогда они к вам потянутся.

С операторами на Минском полумарафоне. Успела и репортаж снять, и 10 километров пробежать

5. С контактами ясно. А деньги откуда?

– Деньги можно найти в хороших и креативных идеях и в собственной энергии. Когда ты заражаешь своей идеей окружающих, когда есть силы для реализации важного проекта и репутация (!), которую ты уже наработал, появляется та самая энергия, притягивающая тех, кто готов эту идею поддерживать.

6. Все нужно придумывать са­мому?

– Наоборот, все нужно придумывать командой. В помощь – режиссеры, которые звонят тебе в полночь, «неуловимые» операторы, любимые видеоинженеры (только так можно назвать тех, с кем монтируешь и днем и ночью) и другие очень «ранимые создания» из мира ТВ. А также маркетологи, ивенторы и представители бизнеса. Но именно ты должен запустить этот процесс, собрать все кирпичики аудиовизуального произведения воедино и довести его до эфира во что бы то ни стало. Это ты делаешь самостоятельно.

7. У заказчиков бывают классные идеи?

– Бывают. Снять проект типа «Последнего героя» на болоте, экстремальные шоу-гонки на яхте или подводную рекламу, как в Голливуде. И нет ничего невыполнимого, есть только неподходящий бюджет. Фраза «какой бюджет – такой сюжет» по-прежнему актуальна. Но сумасшедших идей должно быть много, тогда работать интереснее.

На съемках коммерческого проекта «На чистоту»
8. Как обзвонить всех нужных людей и не сойти с ума?

– Обзвонить – это не самое страшное. Страшнее, когда телефон звонит без перерывов. Один звонок прерывает другой, и всем что-то от тебя нужно… Наверное, это потому что я слишком добрый и как бы «свой» продюсер, потому что грани «личное» и «профессиональное» у меня давно стерлись. Мне кажется, этой профессией надо жить 24/7, иначе ничего не получится.

9. Почему на ТВ так много рек­ламы?

– Потому что есть спрос. Потому что мы живем в век потребления и постоянно выбираем. Это психология. С недавнего времени я стала смотреть на рекламу как на искусство и отражение тех процессов, которые происходят в мире. С профессиональной стороны. Иногда думаю о том, что было бы, если бы не стало рекламы? Рай, да? А как бы мы тогда ориентировались во всем многообразии брендов, компаний и услуг?

10. Если не можешь придумать идею, ее можно слизать у другого продюсера?

– Нет. Сила продюсера в его способности организовать процесс, умении собрать крутую команду, чтобы получилась «бомба». Можно кем-то вдохновиться, использовать чьи-то подходы к работе, но взять и слизать идею не получится.

11. Кто решает, выйдет проект в эфир или нет?

– Руководство канала, директор дирекции и творческая группа во главе с редактором. Проект всегда должен доходить до эфира. Не вышедший в эфир проект, сюжет или ролик – как нерожденный ребенок. А значит, нужно сделать проект таким, чтобы он был не просто достойным эфира. Нужно, чтобы он стал твоей лучшей работой.

12. Как отличить хорошего продюсера от плохого?

– По атмосфере на площадке. По настроению творческой группы. И в конце концов по продукту, который она выпускает.

13. Что делать, если проект провалился, и кто виноват?

– Виноват продюсер. Поэтому его имя всегда ставят в начале титров, и за премией «Оскар» он выходит вместе с режиссером. Продюсер – это художественный и финансовый руководитель проекта. Он выбирает съемочную группу, осуществляет производство и контроль. Телепроизводство – процесс многоступенчатый. Я все свои проекты всегда довожу до конца. Если на одной из ступеней что-то пошло не так, возвращаешься на уровень ниже, все переделываешь и идешь дальше.

14. Продюсер кричит на съемках или только режиссер?

– Я вообще редко кричу. На съемках – никогда. Возможно, только до съемок, когда в оперативном потоке информации кто-то отвлекает тебя мелочами. Ты мир спасаешь, а они тебя отвлекают.

15. Что такое смета?

– Эта такая ужасная таблица, которая позволяет или не позволяет реализовать все творческие идеи. Никогда не любила много цифр. Но часто именно они определяют высоту творческого полета.

СПРАВКА «ЗН»

Александра Радкевич. Родилась в Минске. Окончила факультет журналистики БГУ. Стажировалась в Швеции. На ОНТ – с 2010 года. Начинала как корреспондент дирекции информационного вещания. С 2019-го – продюсер исполнительный дирекции продаж и маркетинга телеканала ОНТ.

leonovich@sb.by 

Фото из личного архива Александры Радкевич
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter