«Тут пахаваны дарагiя браты...»

Создается каталог памятников Холокоста
Создается каталог памятников Холокоста

Внезапно обострившаяся в консервативной Европе дискуссия о памятниках, ставших почему–то жгучей проблемой, в сегодняшнем плюралистическом мире многим представляется беспредметной и надуманной. Далеко не все склонны ломать голову над дилеммой: сносить — не сносить. Памятник для того и существует, чтобы хранить людскую память. Всегда и везде. В чем в очередной раз убедилась Инна Герасимова, директор музея истории и культуры евреев Беларуси и председатель общественного объединения «Республиканский фонд «Холокост», поездив по белорусской глубинке:

— Наш музей сейчас начал очень серьезную мемориальную программу, и я вижу могилы уничтоженных во время войны евреев, о которых заботится местное население, учащиеся школ, работники сельсоветов, хотя евреи там давно уже не живут. И даже наша община не знает о некоторых из этих захоронений, что, конечно же, неправильно и стыдно. Нередко могилы и памятные знаки находятся вдали от городов и сел: в лесу, на берегах рек, в поле — в достаточно глухих местах. Но они не забыты и не заброшены. И нам очень захотелось встретиться с людьми — добрыми и мудрыми, которые умеют так бережно, с достоинством хранить прошлое.

Мы начали поиск таких мест: по книгам, информации исполкомов, попросили помощи у всех, кто что–то знает о нацистских расправах. И в музей стали приходить письма, поступать телефонные звонки. Мы получили много новой для нас информации о еврейских захоронениях. Тогда–то и родилась идея подготовить каталог памятников Холокоста на территории Беларуси. Она уже реализуется. Активнейшее участие в сборе материала принимают многие жители страны. Потому что не делят историю и судьбу по национальному признаку, для них жертвы гитлеровского геноцида — свои, наши, те, с кем бок о бок жили долгие годы. Помню, как однажды деревенская женщина вела меня и моего гостя из Израиля к месту гибели евреев и горько плакала: она называла погибших по именам, помнила всех, хоть пережила трагедию ребенком, — она оплакивала близких ей людей. Для меня подобное проявление чувств не стало большой неожиданностью. Но у многих вызывало удивление.

Тогда было решено проехать по стране и посмотреть существующие памятники на могилах уничтоженных евреев. Пока удалось посетить только несколько районов Гомельской области, наименее изученных с этой точки зрения, — Калинковичский, Светлогорский, частично Мозырский — и почти все районы Минской области. Уже здесь я столкнулась с вещами, которых просто не ожидала.

Надо признать, много мемориалов нигде не зафиксировано. Например, в Калинковичском районе есть три памятных знака, поставленных в 1995 году. На них надпись на белорусском языке, на идише и иврите. Выяснилось: они появились по инициативе местного населения. Там нашелся очень энергичный человек — Владимир Смоляр, он–то и занялся сбором денег на их установку. Еще раньше, в 1991 году, появился памятник в деревне Ситня. На нем потрясающий текст: «Тут пахаваны дарагiя сэрцу браты–яўрэi, святыя ахвяры, што загiнулi ад рук фашысцкiх катаў у 1941 годзе». Так вот, об этих памятниках знает только сельский Совет, на территории которого они находятся. Ухаживают за мемориалами местные школьники.

В Светлогорском районе, в Печищах, возведен большой мемориал погибшим воинам. А в сторонке, напротив православного кладбища, могила 20 расстрелянных евреев. На ней уже не новый, скромный памятник. Но какой же он аккуратный, ухоженный. Мы приехали после Радоницы, так там и яйца крашеные лежали, и куличи. «Кто заботится?» — удивилась я. «Ну как же, к Радонице, к 9 Мая все могилы, какие у нас есть, мы посещаем, прибираем вокруг, — ответил председатель сельсовета. — Не важно, кто в них лежит. Это наши люди, и они были убиты зверьем».

Есть еще в Светлогорском районе деревня Давыдовка. В нашем музее знали, что в ее окрестностях установлена памятная плита погибшим евреям. И вот местный сопровождающий ведет нас в лес. Признаюсь, памятниками Холокоста меня уже не удивишь. Но тут я была поражена. И не одна я. На стеле, по центру высечена огромными буквами надпись:

«Боль XX века.

Убивали людей

лишь за то, что еврейка,

лишь за то, что еврей...»

Отдельно — имена глав погибших семей, а в конце строка: «И множество детей». Такого мы нигде не встречали. В надписи, сделанной в белорусской глубинке, отражена суть Холокоста как такового. В нескольких словах здесь сумели передать смысл, который другие пытаются объяснять миру десятками, сотнями книг, исследований, лекций.

Я — в сельсовет, узнать, кто делал памятник. За пару недель все прояснилось. В 2005 году, в год 60–летия Победы, по указу Президента приводились в порядок захоронения жертв военных лет. Тогда местная власть решила обновить памятник и на этой могиле. Эскиз подготовил известный белорусский скульптор Андрей Заспицкий. А надпись придумал светлогорский журналист Изяслав Котляров. Я нашла его и спросила: «Почему? Нет подобных текстов в мире». Котляров объяснил: «Люди тут такие — все понимают и все делают сами». И я уверена, о них необходимо рассказывать в первую очередь. Ведь, когда я удивлялась, они удивлялись моему удивлению.

Жестокий Холокост был в Брагинском районе. Сейчас часть захоронений находится в запретной радиационной зоне. Но памятники даже там не сносятся. И мы собираемся поехать туда. В райисполкоме уже сказали, что кто–нибудь из сотрудников сопроводит нас. Мне кажется, города, поселки, деревни должны быть заинтересованы в обмене информацией, в том, чтобы их памятники попали в наш каталог. Но объездить все районы физически невозможно. Помочь могут только люди на местах. В Дрогичине уже нашелся человек, пообещавший сфотографировать нужные нам памятники и выслать в музей снимки.

...Инна Павловна говорит о своем, наболевшем. Но как в капле чистой воды отражается целый мир, так и здесь частное характеризует целое. В Беларуси сотни самых разных памятников и мемориалов. Огромное число их установлено на могилах безвинных жертв гитлеровской агрессии. До сих пор продолжается работа поисковых отрядов, которые находят в глухих местах человеческие останки военных лет. И герои, и жертвы наконец обретают вечный покой. Однако покой — не забвение. Покой ушедших должна охранять память потомков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter