Потомков древних туров поселили на берегах Припяти

Туры вернулись на Полесье

Последний тур исчез с лица Земли в 1627 году. В ХХ веке попытались возродить утраченную популяцию древних быков. Так появилась туроподобная корова, внешне очень похожая на своих прародителей. Увидеть этих животных теперь можно и в окрестностях Турова. Сюда они попали благодаря проекту ПРООН и Глобального экологического фонда «Устойчивое управление лесными и водно-болотными экосистемами для достижения многоцелевых преимуществ». Программа направлена на сохранение биоразнообразия и поможет решить проблему зарастания пастбищ. А еще, несомненно, привлечет на Полесье туристов. Потомков легендарных быков увидели корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня».



Когда-то Полесье населяли целые стада туров. Пойменные луга Припяти были их вотчиной. Но охота и болезни истребили родоначальников крупного рогатого скота. В итоге до нашего времени дошли только легенды, рукописные свидетельства да археологические находки. К слову, одна из таких представлена в экспозиции «Древний Туров» местного краеведческого музея. Здесь под стеклом хранится огромный рог первобытного дикого быка, найденный при раскопках. Нам разрешили его подержать для фотосессии — от тяжести раритета чуть руки не отвалились.

После экскурсии нам не терпится посмотреть на туроподобных коров, которые должны быть очень похожи на своих могучих предков. Отправляемся в хозяйство ОАО «Туровщина». Исполняющая обязанности главного зоотехника Ольга Бобрик старается нас аккуратненько подготовить к встрече, показывая дорогу к месту жительства животных.



— На вид они не такие мощные, как на книжных картинках. Вы же знаете, что туры вымерли несколько веков назад. Нынешнее поколение — это уже работа европейских генетиков. Мы получили стадо туроподобных коров Хека. Подарок для района символичный. Подумайте только: туры вернулись в Туров.

Окраина деревни, что в нескольких километрах от города, упирается в стену леса. На открытой площадке, примыкающей к ферме, виднеется большущее темное пятно. При звуке подъезжающей машины оно мгновенно перемещается в глубину выгульной территории. Чем ближе мы, тем дальше животные. Стадо — 18 голов. Самцы черные, самки светлее, некоторые с рыжинкой.



Гигантами их не назовешь. Но рога — выдающиеся. У быков полумесяцем, в длину точно будет добрый метр. У коров заметно меньше, но выглядят не менее угрожающе.

В ногах мамочек путается малышня — в стаде несколько телят. Когда животные немного привыкают, подпускают нас ближе. Можно рассмотреть чубатые головы, белые пятна носов и смоляные глаза. Однако стоит нам приблизиться, как они вновь срываются с утоптанного места. Устремляются в сарай под предводительством самки. Теперь понятно, кто тут главный. Лидер на несколько секунд тормозит возле фотокора. Рабочий фермы Василий Шостак снимает напряжение, объясняя:

— Они с виду свирепые. Но совсем не агрессивные. Хотя, конечно, мы стараемся их не тревожить. Это же дикие животные. Им суета ни к чему.

— Думаете, уже привыкли? — интересуюсь.

— В целом да, — рабочий ворочает вилами свежую золотистую подстилку. — Сено и зеленую траву едят нормально. Только подкладывай. А вот кукуруза пока не в почете. Похоже, раньше в их рационе не было такого корма. Режим дня они установили себе сами. В 6 часов утра как по команде выходят из сарая в вольер, а вечером, когда стемнеет, организованно возвращаются. У них полная свобода передвижения, ограниченная только оградой, потому что стадо пока на карантине. На волю будем выпускать где-то через пару месяцев. Так, Ильинична?



Ольга Бобрик утвердительно кивает. Да, после карантинной передержки туры отправятся на пойменные луга Припяти. Миссия туров — жить в свое удовольствие, «выкашивая» окрестную растительность. По наблюдениям ученых, дикие копытные с этим успешно справляются, тем самым они восстанавливают биоразнообразие лугов и спасают от исчезновения многие виды пернатых. Короче, работают как живые косилки.

— Кстати, в этой же пойменной зоне выпасаем наших «лимузинов» — коров французской породы, — Ольга Ильинична показывает рукой в сторону лугов. — Они съедают все подчистую. Даже борщевик. Теперь на припятских берегах будут хозяйничать и туры, почти как пять веков назад. Конечно, когда выпустим их в дикую природу, будем присматривать. Если уж вернулись они к нам, хочется, чтобы прижились окончательно.
Бык Хека — выносливая порода крупного рогатого скота. Является результатом попытки, предпринятой в 1920 — 1930-х годах братьями Хек в Германии для возрождения вымерших туров. После Второй мировой войны о проекте забыли, поскольку его поддерживала верхушка нацистского рейха. К идее вернулись спустя 60 лет. Сейчас в Европе уже тысячи таких животных, которые естественным путем решают проблему зарастания луговых и болотных территорий. Актуальна она и для Беларуси.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter