Турция намерена прорыть канал «Стамбул», который станет дублером пролива Босфор и свяжет Черное и Мраморное моря

Турция строит дублер Босфора

Об этом заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган. По замыслу, новый канал должен будет разгрузить узкий и мелкий пролив Босфор, который в настоящее время уже не справляется с идущим через него трафиком, что становится причиной периодически возникающих «пробок», которые существенно удлиняют время прохождения пути между Черным и Средиземным морями.

russian.rt.com cont.ws         
Идея строительства дублера Босфора не нова. Турецкий лидер выступал с этой инициативой еще десять лет назад. Все это время шли подготовительные работы, а также согласовывалась трасса будущего канала. И вот теперь дело дошло до практической реализации. Так совпало, что планы по строительству «Стамбула» были озвучены практически сразу после инцидента в Суэцком канале, который на несколько дней оказался заблокированным севшим на мель контейнеровозом Ever Given, что спровоцировало коллапс мировых морских перевозок. 

Значение Босфора для мировой торговли, конечно, несопоставимо с Суэцким каналом, однако в масштабах бассейнов Черного и Средиземного морей это важная транспортная артерия и «бутылочное горлышко», перекрытие которого способно застопорить региональные перевозки.

Строительство канала, дублирующего Босфор, существенно увеличит транзитный потенциал Турции и будет способствовать росту ее геополитического влияния, что в целом соответствует планам и амбициям президента Эрдогана. Турция превращается в региональный транспортный хаб, где сходятся потоки с севера и юга, запада и востока. Обойти этот торгово-экономический перекресток становится все сложнее, и это не может не вызывать обеспокоенности у других стран.

Поэтому канал «Стамбул» уже стал объектом ожесточенных споров и информационных атак. Проект вызывает весьма неоднозначное отношение внутри Турции. 
Основные возражения касаются экологической составляющей проекта. Экологи опасаются, что будет нарушен водный баланс Черного и Мраморного морей, что нанесет непоправимый ущерб биоразнообразию региона. Кроме того, существуют опасения, что строительство канала создаст проблемы с водоснабжением Стамбула и повысит риск землетрясений. Этим пользуются противники президента Эрдогана, всячески пытаясь возбудить недовольство среди жителей Стамбула. 
Стамбул является крупнейшим турецким мегаполисом и важнейшим экономическим центром страны, поэтому политическое значение города сложно переоценить. В 2016 году, во время попытки военного переворота, жители города поддержали президента Эрдогана, что во многом и обеспечило провал путча. Сегодня противники турецкого лидера могут попытаться превратить Стамбул в главный очаг оппозиционных настроений. В частности, активно над этим работает мэр города Экрем Имамоглу, который может стать основным противником Эрдогана на президентских выборах в 2023-м.

Идет брожение и среди части военных. Более сотни отставных турецких адмиралов выступили против строительства канала и обвинили президента Эрдогана в намерении выйти из конвенции Монтре, которая гарантирует свободный проход судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Это весьма грозный знак, учитывая, что новейшая история Турции изобилует военными переворотами, и президент Эрдоган едва не стал жертвой одного из них в 2016 году.

Таким образом, строительство нового канала способно не только открыть новые возможности для Турции, но и стать источником серьезных политических потрясений. Ставки в игре высоки, и судьба канала вряд ли останется исключительно внутритурецким делом.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter