«Туризм – не роскошь…»

Как   научить   гостеприимству? Ответ   на   этот вопрос   нашли   в   Гродненском государственном университете им.   Я.  Купалы

Как   научить   гостеприимству? Ответ   на   этот вопрос   нашли   в   Гродненском государственном университете им.   Я.  Купалы 

Туризм – не роскошь, а уже общепринятый стиль жизни. С этим утверждением сегодня согласится большинство белорусских граждан, для которых поездка в дом отдыха, санаторий или же к теплому южному морю стали доступными и регулярными. Однако для нашего рынка массовый туризм – явление относительно новое. И соответственно далеко не вся инфраструктура готова к тому, чтобы качественно удовлетворить растущий спрос на туристические услуги. Особенно это касается организации отдыха внутри страны. Национальная программа развития туризма поставила конкретные задачи по развитию в нашей стране туризма и гостеприимства. В перспективе белорусский туризм должен стать равноправной отраслью народного хозяйства, превратиться из преимущественно выездного во внутренний и въездной. В осуществление этих задач вкладывается немало средств и усилий, результаты которых очевидны. В этой сфере объединяют свой потенциал руководящие структуры, представители реального сектора экономики и, конечно, ученые, работники высшей школы. Последние обеспечивают научное сопровождение белорусского туристического продукта и организуют обучение профессиональных кадров, готовых к труду на ниве отечественного туризма. В обоих этих направлениях активно действует Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, где создана Школа туризма и гостеприимства. Своими взглядами на развитие этой отрасли в регионе делится ректор университета профессор Евгений Ровба. 

— Уникальные возможности Гродненщины в области развития туризма обусловлены в первую очередь богатством ее историко-культурного наследия. На это и делается акцент? 

— Еще в 2004 году постановлением Совета Министров в Беларуси были выделены 27 туристических зон, большинство из которых имеют свою ярко выраженную специфику: экологическую, агротуристическую, рекреационную либо историко-культурную. Для каждой поставлен вопрос о собственной «туристической специализации» и определении связанных с местными туристическими ресурсами локальных туристических центров. На территории Гродненщины такие зоны три: Гродненско-Лидская, Новогрудская и Слонимская. Каждая из них имеет собственные «изюминки», такие, как Каложская и Мурованская церкви, Мирский и Лидский замки, Августовский канал, барочные и неоготические храмы… Поэтому главным направлением обоснованно стал культурно-просветительский туризм. 

— Что показывает изучение его сегодняшнего состояния? 

— В прошедшем году объем туристско-экскурсионных услуг в области вырос более чем в полтора раза за счет увеличения продолжительности пребывания путешественников в регионе. В то же время поток въезжающих туристов снизился по сравнению с 2006 годом. Импорт туристических услуг увеличился на 28 процентов и составил 995,1 тысячи долларов США. Как видно, динамика развития туризма внушает оптимизм, однако абсолютные цифры все еще далеки от желаемых. 

Наши ученые пришли к интересным выводам. Географическое расположение области, имеющей самую протяженную границу со странами Евросоюза, предопределило тот факт, что ее культурно-историческое наследие тесно переплетается с литовским и польским. Достаточно вспомнить королевские замки Гродно, музеи Адама Мицкевича, Элизы Ожешко, Зофии Налковской. Однако «лавины» туризма из соседних стран к нам так и не последовало. Объяснением тому служит «эмпирическая закономерность», выведенная еще в 30-е годы прошлого века американскими социологами: «внук стремится вспомнить то, что сын хотел забыть». Это в полной мере относится и к современным жителям Литвы и Польши – поколению «сыновей». Для возрождения интереса к посещению нужно ждать поколения «внуков», которое придет лишь через 10—15 лет. 

Вместе с тем, ненамного дальше расположена Германия. Немецкие туристы совершают до 60 миллионов путешествий в год, это огромный потенциал, часть которого нам стоило бы привлечь. Белорусские леса, озера и реки живо напоминают пейзажи «старой», исчезнувшей в урбанистических пейзажах Германии. 

Продвижение гродненского агротуризма может быть результативно и в других урбанизированных европейских странах. 

Культурно-просветительский туризм есть смысл ориентировать на соотечественников. Многие жители Принеманья уже побывали в подобных турах в Литве и Польше, Чехии и почувствовали интерес к таким путешествиям. Однако сейчас в связи с введением шенгенских виз организация поездок усложнилась. В этой ситуации сложились самые благоприятные условия для своевременного предложения белорусскому потребителю аналогичной, но «безвизовой» услуги внутри страны. И если время не будет упущено, это даст шанс росту туристической инфраструктуры на маршрутах культурно-просветительского туризма. 

— Именно здесь и возникает вопрос кадров, способных создавать такую инфраструктуру и в ней работать… 

— Опыт зарубежных стран свидетельствует: там, где туризм ориентирован на выезд, преобладают кадры с высшим образованием. В тех же государствах, где доминирует въездной туризм и туристическая индустрия занята обслуживанием туристов на месте, большая часть рабочих мест требует среднего специального и профессионального образования. В Беларуси с 90-х годов прошлого века готовили преимущественно экономистов-менеджеров в сфере международного туризма с университетскими дипломами. Эти квалифицированные специалисты могли продавать любые туры, но их не учили разрабатывать отечественные тур-продукты. К тому же подготовка кадров была ограничена исключительно столицей, где и оставалось большинство выпускников. В результате региональная туриндустрия испытывала нехватку кадров. Не удивительно, что в отдельных районах Гродненской области по сей день нет ни одной туристической фирмы. 

Сервису надо учить. Именно для этих целей три года назад в нашем университете появилась специальность «Туризм и гостеприимство», обучение которой с прошлого года началось и в режиме среднего специального образования. По инициативе Гродненского облисполкома в 2006 году в вузе открыт учебный центр «Школа туризма и гостеприимства» для переподготовки кадров на базе высшего образования. 

Специалистов со средним специальным образованием планируется готовить на базе Волковысского колледжа, чтобы изначально сориентировать их на региональные потребности и условия. Для научного сопровождения подготовки кадров открыта кафедра белорусской культуры и регионального туризма, налажено сотрудничество с российскими и польскими вузами. Недавно совет университета принял решение о создании факультета туризма и сервиса. 

— Потенциал университета используется также и для научно-методического сопровождения местной туриндустрии? 

— В университете не первый год ведутся разнообразные научные исследования, накоплен колоссальный эмпирический материал по туристическим ресурсам Гродненщины, путям их использования и зарубежному опыту развития туризма. На базе вузовского туристического сектора с привлечением научных кадров возможны разработка для местных заказчиков региональных туристско-экскурсионных услуг и проведение соответствующих научных исследований. 

Это важно, ибо туризм как отрасль представлен преимущественно небольшими предприятиями, которым сложно самостоятельно осуществлять анализ рынка услуг и тенденций его развития. Те, кто своевременно это осознали, вскоре окажутся на шаг впереди конкурентов. Региональная туристическая индустрия набирает обороты, и недалек тот час, когда хозяйственная деятельность в сфере туризма и сервиса потребует основательного научного сопровождения. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter