Туризм между спросом и предложением

В Минспорта и туризма обсуждаются варианты обязательного страхования ответственности турфирм

В Минске всерьез заговорили о необходимости обязательного страхования ответственности турфирм
Прошедшее лето в туризме было нервным. В России обанкротилось более десятка крупных компаний. Эхо катастрофы докатилось и до Беларуси. Некоторые наши путешественники, выбравшие отдых с вылетом из Москвы, стали жертвами внезапного краха фирм: с трудом вернулись домой, вообще никуда не улетели, лишились денег. В Минске всерьез заговорили о необходимости обязательного страхования ответственности турфирм. Общий подход пока не выработан. В Минспорта и туризма обсуждаются разные варианты, вплоть до создания внебюджетного фонда экстренной помощи туристам — за счет добровольных взносов туроператоров.

В Минске всерьез заговорили о необходимости обязательного страхования ответственности турфирм


Есть предложение в первую очередь вернуть обязательное лицензирование деятельности или, как вариант, сертификацию, создание реестра фирм. Директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин рассуждает на эти темы осторожно:


— Отсутствие лицензирования, обязательной сертификации, с одной стороны, содействует развитию конкуренции, с другой — допускает на рынок сомнительные компании, у сотрудников которых одна цель — быстро заработать деньги. Но принятие одного волшебного документа сразу не решит все проблемы. Вопрос страхования ответственности турфирм стоит на повестке дня не первый год. Это одна из мер, обеспечивающих качество предоставляемых услуг. Поэтому в 2015 году будем вносить в Закон «О туризме» соответствующие корректировки.


Итак, в министерстве работают над законодательной базой. А что делают в турфирмах? Неужели сегодня нельзя никак обезопасить и клиентов, и себя?


Сергей Букас, директор компании «Сакуб», видит проблему в том, что страховые компании с туристическим рынком системно не работают:


— Они не могут просчитать свои риски и выгоду. Но я бы не драматизировал. Не стоит сравнивать наш рынок с российским и переносить их проблемы на белорусскую почву. Там сильно демпингуют, причем игра ведется не на цене отелей, а на стоимости перелета, которая составляет большую часть путевки.


Елена Мартынова, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Топ–тур», советует путешественникам семь раз подумать, в какую фирму пойти за путевкой:


— В России как было? Продавали туры все кому не лень. В этом сезоне поставили на южные курорты чартеров больше, чем обычно. Предложение превысило спрос. В результате начался демпинг — борьба фирм за клиентов. Бывало, продавали билет в одну сторону, а назад ничего не гарантировали. Могли и в обе стороны продать, но если не было денег на отправку самолета, он за людьми не прилетал. Крупные белорусские компании имеют гарантированные блоки мест в отелях и самолетах с вылетом из Минска.


Сергей Букас предостерегает от визита в офисы свежеиспеченных фирм, предлагающих большие скидки. Есть такие и в Беларуси. Откуда у них возможность демпинговать? Директор «Сакуба» раскрывает схему:


— Комиссионное вознаграждение фирме с путевки составляет 10 процентов. Крупная компания тратит с прибыли много средств на аренду офиса, на оргтехнику и прочее и не может предложить большие скидки. Маленькая «лавочка» имеет меньшие расходы. Соответственно ей может быть достаточно 2 процентов вознаграждения для успешной работы. 8 процентов она подарит клиенту, чтобы его переманить.


Застраховаться от игр на рынке сложно. Системы, на сто процентов гарантирующей возврат средств, нет. Хотя, например, «Топ–тур» предлагает своим клиентам услуги «Белгосстраха», а «Трейдвояж» — B&B Insurance. По словам менеджера «Трейдвояжа» Максима Джуса, страховки оформляются «по желанию туриста, а страховая компания берет себе процент от стоимости тура». Майя Ньорва, директор компании «Музенидис трэвел», рассказала, что клиенты ее фирмы и в Беларуси, и в России обязательно застрахованы от невылета: «Это входит в стоимость пакета и предлагается как своего рода подарок».


Елена Мартынова уточняет, о чем еще стоит подумать, кроме вероятных проблем с самолетом или отелем:


— Мы страхуем клиентов от разных непредсказуемых ситуаций. Предупреждаем, что, например, обычной медицинской страховки недостаточно, если вы едете за границу заниматься экстремальными видами спорта — скажем, в горы. Для этого нужно оформлять специальный документ.


В каждой организации, занимающейся отправкой путешественников за рубеж, как видим, решают вопросы со страхованием по своим схемам. Причем в основном это процедура добровольная, и последнее слово за туристом. Тем не менее большинство игроков белорусского турбизнеса не возражают и даже больше — поддерживают введение общих для всех правил страхования. Но кто займется организацией этого процесса? Кивают на Минспорта, на Республиканский союз туристических организаций: мол, пусть там думают. В министерстве думают. Позицию РСТО озвучил его исполнительный директор Валентин Цехмейстер:


— Ситуация с банкротством фирм в России заставила шевелиться всех. Неделю назад состоялось совещание в Минспорта, на котором присутствовали в том числе представители Белорусской ассоциации страховщиков, Минфина. Оказалось, что у нас есть страхование от несчастных случаев и болезни, от невыезда (если посольство не открыло визу). Но нет страхования ответственности фирм. Потому что страховой рынок не готов этим заниматься до тех пор, пока в законодательстве не будет определено, кто является туроператором, а кто турагентом. На нашем рынке работают в основном агенты. Никто не знает, сколько их точно. Соответственно страховщики не могут просчитать свои риски, не зная, с кого спрашивать. Ведь сейчас в случае чего все претензии направляют к операторам. Звучало предложение создать некий внебюджетный страховой фонд, куда бы отчислялись деньги от каждой путевки — допустим, по 1 — 5 у.е. В год из страны выезжают на отдых полмиллиона человек. Соответственно была бы сумма для выплат.


РСТО не в силах все решить в одиночку. В организации состоят 40 компаний, самых крупных, а проблемы возникают в первую очередь у мелких, как «Нероли», а таких сотни.


В 2015 году будут вноситься изменения в Закон «О туризме». По мнению Цехмейстера, в первую очередь в нем нужно прописать, кто является туроператором, а кто агентом, степень их ответственности, а затем, наведя порядок в законодательстве, садиться за стол переговоров со страховщиками и турфирмами.


Пока же, советует Вадим Кармазин, каждый турист должен убедиться, что идет в офис надежной турфирмы, внимательно изучать договор. Покупайте не только медстраховку, но и страхуйтесь от невыезда. Не жалейте на это средств. И не клюйте на слишком дешевые горящие туры. Скупой турист платит дважды, что показал печальный опыт этого года.

vk@sb.by


Советская Белоруссия №204 (24585). Пятница, 24 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?