Туризм и формализм

Как показать красоты родного края?
Скажу без обиняков: первая могилевская ярмарка туристических услуг «Приднепровье–2006» лично меня разочаровала. Ждал креатива, но не дождался. Конечно, посмотреть здесь было на что: весьма достойно выглядели предложения туроператоров Могилева, Мстиславского и Шкловского районов. На их стендах нашел множество буклетов и разнообразной познавательной информации. Шкловчане, к примеру, на своем стенде выложили значки с изображением дома–музея совет-ского киноактера Петра Алейникова в деревне Кривель.

А вот представителей некоторых районов я, признаюсь, не совсем понял. Центральное место на стенде Климовичей занимали... бутылки водки и бальзама местного производства. Это что, намек на экскурсию на ликеро–водочный завод с последующей дегустацией продукции? Впрочем, и на других «районных» стендах посетителям подносили рюмку с закуской в придачу. Иные же ограничились лишь предлагаемыми на пробу солеными огурчиками да копченым салом. Не спорю, вкусно. Но эти дары природы отнюдь не повод стремглав срываться с места. За тарелками с местными яствами затерялась информация о жемчужине Кировского района — дворцовом комплексе в Жиличах.

Особое недоумение вызвали стенды с красотами районов. Места, согласен, неплохие. Но до меня так и не дошло: почему я должен ехать в турпоездку на... детскую площадку одного из славгородских дворов? Или в самый обычный спортивный зал Костюковичей. Но больше всего, по моему скромному разумению, отличился Хотимский район, представивший фотоотчет о некоем турпоходе, датированный... аж 1998 годом. Места на снимках чудесные — нечего возразить. Но не поедешь же незнамо куда лишь потому, что в какой–то речушке стоят некие барышни в купальниках. Сильно сомневаюсь, что они как «приманка» до сих пор мокнут в воде в ожидании туристов.

Ладно, со стендами разобрались. Вместе с коллегами–журналистами и представителями туроператоров сажусь в автобус и отправляюсь в рекламный тур по Могилеву. По идее, главная задача организаторов — показать наиболее значимые места в городе, сделать им рекламу, чтобы затем сотнями везти сюда туристов. Для начала — посещение Свято–Никольского монастыря. Здесь показывают исключительной красоты резной алтарь, вкратце рассказывают об истории находящихся на территории церквей. И все. Хотя, как мне кажется, узнай турагенты о том, что именно в этих стенах жил послушником — до своей попытки взойти на царский престол — Лжедмитрий I, им было бы проще привлечь в Могилев гостей, интересующихся историей.

От монастыря мы едем на мемориальное Буйничское поле. Проезжаем мимо квартала, где в дореволюционные годы не было ничего, кроме монастырей и соборов. Но ничего об этом не слышим. Наше внимание обращают лишь на монумент женщины — составной элемент мемориала «Борцам за Советскую власть на Могилевщине», что разместился на Советской площади. И опять не звучит ни слова о том, что когда–то на месте памятника стоял дом могилевского губернатора. А в нем располагалась Ставка последнего российского императора Николая II. Хотя, уверен, даже лишь бросить взгляд на места, по которым ходил венценосный правитель, было бы весьма и весьма любопытно многим туристам.

Зато прелюдией к посещению Буйничского поля является переполненный пафосом рассказ о подготовке Гитлером плана «Барбаросса». Никаких откровений здесь нет — все это мы давно слышали в школе на уроках истории, читали в книгах и видели в кино.

В Буйничах мы быстро осматриваем мемориал, построенный на том месте, где в июле 1941–го шли ожесточенные бои. Потом переходим через шоссе и направляемся в зоосад. Здесь пробегаем между вольерами с животными, заходим в пару домов «города мастеров». Все, рекламный тур закончен...

Пока возвращаемся восвояси, закрываю глаза — пытаюсь абстрагироваться от всего того, что знаю об истории родного города. И понимаю: будь я гостем Могилева, то из рекламной поездки не вынес бы практически никаких новых сведений об истории древнего города на Днепре. И соответственно не знал бы, чем завлечь сюда туристов. Хотя на самом деле посмотреть есть на что.

...Мы говорим, что с распростертыми объятиями готовы принять гостей из–за рубежа и показать им красоты родного края. И удивляемся — почему они все не едут. И не приедут! По крайней мере до тех пор, пока в организации турбизнеса мы не отойдем от формализма.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter