Туризм и формализм

О ярмарке туристических услуг «Приднепровье–2008»

Шел на ярмарку туристических услуг «Приднепровье–2008», проходившую на днях в могилевском спорткомплексе «Олимпиец», и думал, только появляюсь у стендов, подготовленных районами Могилевщины, меня начнут чуть ли не на части разрывать, убеждая в преимуществах отдыха именно у них. Да так, чтобы в преддверии приближающегося отпуска я и думать забыл о заморских красотах. Мой настрой подтверждали убедительные цифры, полученные перед выставкой у заместителя начальника управления по физкультуре, спорту и туризму Могилевского облисполкома Виктора Степанова: за первый квартал в области оказано туруслуг более чем на миллиард рублей. Если сравнивать с прошлогодними показателями — это вдвое больше. А раз так — значит, действительно появился у нас достойный туристический продукт, пользующийся спросом. Туристам — услуги. Хозяевам гостиниц, усадеб — деньги. Бюджету — доходы.


Представители многих районов действительно постарались показать товар лицом. Рядом со стендом Мстиславщины, например, ходил «Симеон Лугвен» — родоначальник мстиславских князей — и рассказывал о достопримечательностях своего региона. Народ вокруг толпился и никуда отходить не хотел. Массу интереснейшей информации можно было почерпнуть из предложений Могилевского, Горецкого, Шкловского, Глусского, Белыничского районов. Предлагали, практически не сходя с места, выбрать усадьбу для отдыха. Но вот отдельные экспоненты меня, мягко говоря, разочаровали.


Стенд Чериковского района, к примеру, был предельно минималистичен. Вместо красочной информации о древнем городе — скромный плакатик «Вас приветствует Чериков!». Да еще пустой стол. Ни намека на рекламные буклеты... Зачем было вообще участвовать в выставке? Недалеко ушел и Кличевский район, вывесивший два планшета с невыразительными фотографиями... А знакомясь с экспозицией Кричевского района, я так и не понял, зачем рядом с изображением дворца Потемкина — изюминки, которую можно предложить туристам, — разместили многочисленные фотографии завода резиновых изделий, «Кричевцементношифера» и т.д. Сомневаюсь, что гостям из–за рубежа интересно посещение предприятий райцентра... В отличие от коллег из Чериковского и Кличевского районов, кричевляне предлагали экскурсии куда угодно, кроме... своего родного города. Более того, вопрос о стоимости экскурсии по Кричеву поверг представителя района в крайнюю степень растерянности. После минутной немой сцены он схватился за мобильник: «Сейчас узнаю». А чуть позже признался, что вообще не понимает, о чем рассказывать потенциальным туристам. Человеку просто дали команду съездить в Могилев и посидеть рядом со стендом. Как бы отметиться...


Своими впечатлениями я поделился с Виктором Степановым. Нерасторопность и формальный подход, проявленные при подготовке к «Приднепровью–2008», — достаточный повод для тревоги. Самый туристический сезон — лето — на носу. «Могло и этого не быть. Районы ведь только учатся зарабатывать на туризме».


А, по–моему, пусть бы и не было! Уж чем так — лучше никак! Правильнее, если бы ярмарка лишилась пары–тройки своих участников. По крайней мере, районы не формировали бы негативного отношения к себе у людей, которые в перспективе могли бы к ним приехать.


И еще. Как мне кажется, удивлять потенциальных гостей лишь красотами земли белорусской да национальным колоритом можно. Но недолго. Нужен креатив. Наподобие истории о каком–нибудь привидении, обитающем в стенах старого дворца. Любителей острых ощущений она бы точно в дорогу могла позвать. Или вот еще пример: недалеко от Бобруйска есть бывший военный объект «Казаково», где когда–то хранилось секретное оружие. Боеприпасы оттуда давно вывезли. А вот бункеры, хранилища с расклеенными по стенам выдержками из секретных инструкций остались. Чем не место для, скажем, мемориала «холодной войны»? Это — идеи, которые лежат на поверхности. А сколько их! Согласен: предпринимать конкретные действия гораздо сложнее, чем списывать все на «учебу». Программа развития туризма существует в стране не первый год, а на местах только «учатся» тому, что с этим самым «развитием» делать. Так ведь можно и остаться в вечных учениках–двоечниках, пока отличники будут зарабатывать на этом деньги...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter