Почему европейские туристы хвалят Беларусь, но не спешат сюда возвращаться?

Туризм и авантюризм

Пару лет назад на отдыхе в Испании познакомился с отличной компанией ребят из Великобритании. Бегло говорю по-английски, поэтому никакого языкового барьера не возникло. Весело провели двенадцать дней на курорте, потом много месяцев переписывались, а затем англичане пригласили меня посетить их небольшой городок вблизи Лондона.


Съездил, понравилось. Понимаю, что надо организовывать ответный визит. Договариваюсь со знакомыми о съеме жилья, пробиваю варианты времяпрепровождения в выходные рядом с речкой или озером. Уже и туристический маршрут составил — где нужно побывать, чтобы у гостей остались самые лучшие впечатления от посещения Беларуси.

Приглашаю по “мылу” приятелей в Минск на август, а те возьми и откажись. Нет, мол, дорогой наш френд, давай-ка ты лучше снова к нам. Интересуюсь, с чего бы такой игнор. И в ответ получаю вежливое письмо: бывали и мы, и наши знакомые из США, Германии, Франции в Минске. Красивый город, чистый, зеленый. Только вот отдыхать в нем не слишком комфортно. По крайней мере, иностранцам.

Обидно стало. Прошу по пунктам перечислить, что ребят не устраивает. Думаю: может, получится опровергнуть претензии, отстоять честь родного города. Ну и получаю эти пункты. Во всей красе.

Во-первых, пишут мои приятели, им откровенно не по душе, что иностранец, посетивший Беларусь, должен пройти регистрацию, если собирается пробыть на нашей территории более пяти дней: “Вот скажи, Алекс, вас заставляют идти в департамент по миграции, когда вы прилетаете на отдых в Турцию, Испанию, Тунис, Грецию? Ты был у нас — мы тебя гоняли за всякими справками? Нет, потому что достаточно было въездной визы и штампа в аэропорту. Вот и нам не хочется идти к вашим строгим военным и заполнять какие-то бумажки. Мы приехали отдыхать!”.

Во-вторых, мои знакомые англичане на авто путешествуют только из города в город. В пределах кольцевой дороги предпочитают передвигаться в основном на велосипедах, реже — на общественном транспорте. “А у вас, — пишут, — не любят велосипедистов! Знакомые парижане приехали и рассказывают: велодорожек в Минске мало, зато бордюров много. Причем на велодорожках и мамы с колясками гуляют, и старики прохаживаются. У нас есть четкие границы, где начинаются права пешеходов, где — велосипедистов. А у вас бардак какой-то!”.

В-третьих, тяжко в Минске без знания russian language. Объявления в транспорте, надписи на уличных указателях — только на двух государственных языках. Транслитерация, которую ввели в метро, им тоже непонятна: вроде перевод с русского, написано на польском, а все вместе не читается. В чем смысл? Где логика?

Отдельная тема — и это уже в-четвертых — обслуживание в некоторых наших гостиницах и магазинах. Что и говорить, среднестатистическому представителю обслуживающего персонала у нас еще расти и расти до вышколенности европейских метрдотелей, барменов, официантов, продавцов и уборщиц. Что интересно, от возраста эти навыки зависят меньше всего. Казалось бы, больше хамства логично было бы наблюдать со стороны выходцев из СССР, где в свое время работники прилавка чувствовали себя божьими помазанниками. Однако многие совсем молоденькие девочки на кассах в магазине или же обслуживающие столики в кафе ведут себя так, что за них становится стыдно.

В общем, уели меня английские друзья. Не нашелся, что возразить. Вяло промямлил по Скайпу в ответ, что над всеми этими досадными мелочами, из-за которых у иностранцев портится впечатление о Беларуси, уже работают ответственные лица.

Сказал — и сам не верю. А хотелось бы...

Алексей К., Минск

СОВСЕМ НЕЛИЧНОЕ ДЕЛО


Недавно зашел на сайт государственного предприятия, производящего и продающего мебель. Каково же было мое удивление, когда не увидел цен под выставленными там образцами товаров. Впрочем, место информации о стоимости занимали баннеры “Узнать цену”. Нажал на один из них. От меня потребовали сначала сообщить свои имя и фамилию, номер мобильного телефона, электронный адрес и прочие данные.

Как-то странно получается: вроде бы все магазины — и виртуальные, и реальные — работают в нашей стране по одним правилам. Но, зайдя в универмаг, паспорт предъявлять, к счастью, не надо. А цену там мне как покупателю сообщить просто обязаны.

Ход мыслей производителей мебели мне понятен. Они внесут меня в очередную клиентскую базу, причем без моего согласия. Затем начнут навязчиво слать СМС-сообщения и письма по “электронке”, кучу спама. А почему бы им не поинтересоваться, хочу ли я разглашать свои личные данные?

Живешь, словно под колпаком у ЦРУ. Все о тебе все знают — и возраст, и адрес, и место работы. Информационные технологии — это здорово, но с их появлением мы все как на ладони: наша переписка, биография и прочее ни для кого больше не тайна.

Раньше, помню, мы обижались на любопытных бабушек, сидевших на лавочках у подъездов и перемывавших всем косточки. Но разве хоть одна из них могла бы сравниться по информированности с самой скромной торговой интернет-площадкой?

Когда-то информация о человеке, хранившаяся в отделе кадров предприятия и в других организациях, называлась его “Личным делом”. Теперь информация, касающаяся только меня, явно перестала быть личной, она — достояние гласности.

Собираются объявить войну излишне навязчивой рекламе через почтовые ящики. Не мешало бы и на поднятую мной проблему обратить внимание. Надоело! Достало!

Тимофей Басов, Осиповичский район
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter